ТестДрайв » Автопроизводители меняют модельный ряд каждую пару лет, а рестайлинг случается чуть ли не ежегодно

Автопроизводители меняют модельный ряд каждую пару лет, а рестайлинг случается чуть ли не ежегодно

Почему многие автомобили похожи друг на друга, и чем руководствуются дизайнеры, создавая новую модель?

Вы сможете с небольшого расстояния отличить друг от друга Audi Q2, Q5, Q7 или сколько их там ещё будет? А узнать, кто есть кто во внедорожной линейке Hyundai? Не беспокойтесь, в этом больше нет необходимости. Да и смысла, кажется, тоже нет.

В последние десятилетия жизненный цикл автомобиля по своей длительности начал вплотную приближаться к характеристикам категории электроники и даже одежды – они всё быстрее устаревают, да и меняют их теперь значительно чаще. Модельный ряд автопроизводителей обновляется каждую пару лет, а рестайлинг случается чуть ли не ежегодно. Причём раскручивают этот маховик сразу с двух сторон – и те, кто продаёт, и те, кто покупает. Именно поэтому сегодня по определению не существует такого понятия как «классический автомобиль». Вечные машины, поражающие гармоничной формой, неустаревающим обликом, всегда и везде собирают любопытные взгляды. Они не выгодны современному производителю и им, увы, не найти благодарного владельца. Естественно, речь не идёт об отдельных энтузиастах, клубах и прочих аномалиях. Поэтому рассказ о том, почему в современном дизайне преобладают близкие, если не одинаковые, решения, нужно начать с дирижёра всех рыночных процессов – маркетинга. Современный массовый автомобиль, будь то кроссовер, внедорожник или даже утилитарный пикап, с точки зрения маркетолога марки, должен хорошо продаваться и быть на острие привлекательности максимум два-три года. Затем его образ устаревает и надоедает, в итоге заставляя своего первого владельца расстаться с предметом недавнего восторга, заменив его новым, таким же недолгоиграющим хитом. Как автомобиль будет восприниматься дальше, автоиндустрии, по большому счёту, уже не важно. Свою главную задачу он выполнил – ускорил оборот средств, взяв их у наиболее лояльных к марке покупателей, готовых платить за новое. Примерно то же самое происходит и на техническом уровне, но сейчас мы говорим только о внешности.

 

porsche_cayenne_df_1_0

SRT_2_6

mini 2_8

 

Исключения, как всегда, есть – и они в мире престижных марок. Например, Cadillac, который можно упрекать в чём угодно, но только не в банальном и однообразном дизайне. Американцы, как никто другой, верны своим принципам построения угловатого кузова с зачастую слишком резкими гранями. Это и необычный подход к формообразованию, и беспроигрышная визитная карточка одновременно. К исключениям относится и Porsche, сохранивший своё лицо несмотря на десятилетия жесточайшей конкуренции в мире быстрых моторов. Понятно, что в массовом сегменте подобное невозможно. Да, в общем, наверное, никому и не нужно. Там царит рынок, остромодные течения и… тотальная экономия, потому что, с одной стороны, невысокая конечная стоимость – огромное конкурентное преимущество, а с другой, акционеры тоже должны чем-то кормить золотых рыбок в своих бассейнах. Так что слишком высокая цена глобальных дизайнерских разработок – ещё одна причина господства автомобилей-близнецов на наших дорогах. Раз уж сделали удачный эскиз, размножайте его во всех сегментах. Дёшево и красиво!

Впрочем, застойная эпоха одинаковых художественных решений, похоже, всё-таки проходит. Ещё пару лет назад мы мучительно пытались понять, в каком направлении будут двигаться дизайнеры во втором и третьем десятилетии ХХI века. Были предположения, что одним из них станет подражание классике. Её переосмысление, создание иллюзии великих и вечных форм. Увы, этого не случилось. Экономические приоритеты подмяли под себя эстетические, и мировой автомобильный дизайн пошёл по пути яркого самовыражения менее затратными средствами. Это разноцветные крупные элементы отделки, цветные покрышки, прозрачные внешние панели. Это вычурная светотехника, благодаря новым диодным технологиям покрывшая светоизлучающими матрицами большие детали кузова, боковые панели, части крыши. При помощи разноцветного свечения автомобиль теперь может демонстрировать настроение водителя, предупреждать окружающих о его состоянии и грядущем манёвре. Информационная составляющая автомобильного дизайна высока, как никогда. Внешность уже не ищет отклика на эстетическом уровне, она кричит и размахивает светящимися табличками.

 

Nissan Juke2_7

Land-Rover-DC-100-concept-front-three-quarter-press-shot_5 

 

В русле того же направления используется ещё один приём – мимикрия. Тема эта не нова, и в ходу как минимум полтора десятилетия. А в живой природе ей и вовсе миллионы лет. Первый этап выглядел так: самый обыкновенный кроссовер, чтобы лучше продаваться и достойно выглядеть, становился похожим на небольшой суперкар – обрастал аэродинамическими поверхностями, 18-дюймовыми низкопрофильными колёсами, урезал до узких амбразур боковые стёкла, прижимался к асфальту и так далее. Подобная трансформация в мире внедорожников применялась очень широко – от линейки полноприводных кроссоверов Mazda до Nissan Juke и Mini Countryman. Удивительно при этом, что по-настоящему быстрые машины с хорошо настроенной ходовой, те же BMW X5M или Jeep Grand Cherokee SRT8, выглядят иногда даже скромнее своих псевдоспортивных собратьев из мира кислотного молодёжного драйва. Кстати, Mini Countryman одновременно представляет ещё один вектор в дизайне. Лёгкий ретро-стиль, облачённый в абсолютно современные визуальные приёмы (оптика, большие панорамные стекла, хорошо проработанные аэродинамически поверхности). То самое направление в дизайне, которое могло бы прийти на смену армии однообразных машин. Так или иначе, есть ощущение, что будущее именно за неоклассикой, потому что большинство современных стилистических приёмов очевидно недолговечно.

 

cadillac srx 1_3

Кстати, о развитии направления мимикрии, о подражании суперкарам как новом тренде дизайнерской мысли вы можете прочесть в материале профессора МГХПА им. Строганова Никиты Розанова «Праздник цвета» (стр.68). Мы же завершим рассказ ещё одним любопытным наблюдением. Непререкаемый законодатель внедорожной автомоды Land Rover, анонсировав было появление принципиально нового Defender, взял паузу неопределённой длины и отодвинул его демонстрацию на двадцатые годы. Наверное, в Солихалле решили, что лучше поработать над проектом лишние три-четыре года, чтобы выдать шедевр, который точно не будет сиюминутной остромодной штучкой. Ведь что такое несколько лет по сравнению с будущей полувековой славой?

 

   2016_hyundai_santa_fe_1_2560x1440_1

2016-Hyundai-Tucson_115_2

 

Журнал 4×4 Club