Придирки? Возможно. Я готов был списать многие недостатки на бюджетность машины — мол, что еще хотеть за такие деньги. Но этот «ИксРэй» не так уж и дешев — 698 тысяч рублей! Готов поспорить, за такую сумму среди конкурентов можно купить что-нибудь покомфортнее.

Но если с комфортом в «ИксРее» так себе, то с практичностью полный порядок. Объем багажника — 361 литр. Другими словами, этого достаточно для того, чтобы семье из двух человек закупиться в «Ашане» продуктами на две недели. А еще здесь есть крючки для пакетов, лампа подсветки, розетка на 12 вольт, закрытые (в отличие, скажем, от того же Sandero) ниши для инструментов по бокам и двойной пол.

Но с двойным полом тоже не все однозначно. С одной стороны, сам факт наличия «второго дна» — это плюс. С другой, разделяющую отсек полку можно размещать в нескольких положениях, но сделана она словно из картона — на наш тест она попала уже неровной.

Сама ниша под полом настолько маленькая, что по высоте туда поместится только пачка бумаги для принтера, да и то наполовину использованная. Придумать для нее предназначение, кроме как место хранения пары грязных перчаток, у меня так и не получилось.

На втором ряду удобно ехать только куда-то недалеко, ибо сидеть на абсолютно плоских креслах не очень комфортно. Да и лампы освещения на потолке нет, так что лучше заранее запастись фонариками.

Длительный тест Lada XRay: часть вторая. Фото 1

Стоит ли расстраиваться из-за того, что XRay лишился 110-сильного мотора? Не думаю. Особенно, когда есть двигатель, который всего на четыре лошадиные силы слабее. Если сравнивать характеристики, то получается, что вазовский агрегат лишь чуточку хуже по всем параметрам.

Именно чуточку. Смотрите сами: максимальный крутящий момент у него меньше на два Ньютон-метра и достигается на более высокий оборотах (148 Нм при 4200 оборотах), расход выше на 0,4 литра в городе и 0,3 литра в смешанном цикле (9,3 и 7,2 литра соответственно), а разгон до «сотни» с ним на три десятых секунды дольше (11,4 секунды).

Длительный тест Lada XRay: часть вторая. Фото 2Длительный тест Lada XRay: часть вторая. Фото 3Длительный тест Lada XRay: первые впечатленияВ «ИксРэе» все получилось «на твердую четверку» — нет откровенных провалов, но и выдающимся автомобилем его не назвать. Посоветовал бы я его своим друзьям? По крайней мере, если бы выбор стоял между «Ладой» и Sandero, то, пожалуй, да. Хотя бы потому, что можно немного сэкономить.

Вот например, недавно появившийся Sandero Stepway с тем же самым мотором альянса Renault-Nissan, что и у «ИксРэя», но форсированным со 110 до 113 сил, стоит 734,9 тысячи рублей. А с учетом всех опций, которыми был оснащен наш гаражный автомобиль, получилось бы почти 773 тысячи рублей. И это было бы на 75 тысяч дороже «Лады»!

На эту разницу можно было бы купить страховку с Каско, заплатить все налоги и заправить несколько раз машину до полного бака. Но модификации с таким мотором, как мы помним, больше нет.

Длительный тест Lada XRay: часть вторая. Фото 4

Зато осталась версия XRay со 106-сильным «вазовским» двигателем, которая в топе со всеми теми плюшками, что были и на нашей машине, сейчас стоит 712 тысяч. Это все равно дешевле даже 102-сильного «Сандеро» почти на восемь тысяч. Тоже неплохо, но тут вмешивается возможность заказать для француза четырехступенчатую автоматическую коробку передач, а не «робот», как на «Ладе». Конечно, если не смущает необходимость заплатить за такой Stepway уже 764 990 рублей.

Что еще по расходам? Обычно мы рассчитываем затраты на первый год эксплуатации для водителя старше 22 лет с более чем трехлетнем стажем, который проживает в Москве и проезжает за год 20 тысяч километров. Страховые взносы — средние по рынку среди компаний с рейтингом А+ и выше.

Длительный тест Lada XRay: часть вторая. Фото 5Техобслуживание нужно проходить раз в 15 тысяч километров или один раз за год. Стоимость регламентных работ для машин с мотором 110 сил на ТО-1 и ТО-2 одинаковая — 6000 рублей. Для других версий — 5000 и 5500 рублей соответственно.Расходы владельца Lada XRay в первый год эксплуатации

 
ОСАГО 8 237 р.
Каско 51 100 р.
Транспортный налог 2 750 р.
ТО  6 000 р.
Топливо 72 520 р.
Итого 140 607 р.
Километр пробега (только топливо) 3,6 р.
Километр пробега (с учетом всех трат, включая Каско) 7 р.
Километр пробега (с учетом всех трат, кроме Каско) 4,5 р.

И все же, почти 800 тысяч рублей за приподнятый хэтчбек — это многовато. Если бы я выбирал XRay для себя, то присмотрелся бы к 106-сильной версии Optima/Аdvanced за 644 тысячи. Она оснащена кондиционером, аудиосистемой с Bluetooth, подогревом передних кресел, электроприводом зеркал и стекол. И если не «Лада»?

Подобрать прямых конкурентов для «ИксРэя» сложновато. Других приподнятых хэтчбеков, кроме Sandero Stepway, на рынке нет, зато есть обычные хэтчбеки. Например, такие.

Основные конкуренты Lada XRay

Renault Sandero Stepway. Самый доступный вариант предлагается с 82-сильным мотором и стоит 629 990 рублей. Версия со 102-сильным двигателем обойдется в 654 990 рублей, а цены на 113-сильный автомобиль начинаются от 669 990 рублей. Доплата за кондиционер в базовой версии (всего комплектации сейчас две) составляет 29 990 рублей.

Datsun mi-DO. Хэтчбек, построенный на базе «Калины», предлагается только с 87-сильным мотором, который можно заказать с четырехступенчатым «автоматом». Самый доступный вариант стоит 492 000 рублей (за машины 2016 модельного года). Версия с климатической установкой будет стоить 516 000 рублей, а самая дорогая машина оценивается в 626 тысяч.

Kia Rio. Да-да, за схожую сумму можно купить даже хэтчбек «Рио». Самый доступный 107-вариант с кондиционером стоит 641,9 тысячи рублей, а за 736,9 тысчи можно взять 123-сильную машину в спецверсии «Евро-2016», оснащенную 6-ступенчатой «механикой», подогревом рулевого колеса, климат-контролем, задними дисковыми тормозами, аудиосистемой, датчиком света и парктроником.

Ford Fiesta. Самый доступный хэтчбек Fiesta, оснащенный 105-сильным мотором, стоит 718 тысяч рублей. У такого автомобиля есть кондиционер, борткомпьютер и аудиосистема. Машина с электрообогревом лобового стекла, подогревом сидений, противотуманными фарами и сигнализацией обойдется в 768 тысяч рублей.

Geely Emgrand EC7. Китайский хэтчбек предлагается с 1,4- и 1,8-литровыми моторами мощностью 98 и 126 сил. Сейчас можно найти машины 2014 модельного года, которые стоят от 429 тысяч рублей. Автомобили 2015 года оценивается в 499 тысяч, а самый дорогой вариант с вариатором, люком, мультимедийным комплексом с DVD-плеером и системой контроля давления в шинах обойдется в 639 000 рублей.

Lada XRay — как блюдо молекулярной кухни: завышенные ожидания, яркое первое впечатление от внешнего вида и сервировки, удивление от первого знакомства, но отсутствие яркого послевкусия.

На убитых дорогах хэтчбек — свой. Он не раздражает яркими недостатками, но и раслабиться не дает. На фоне конкурентов (которых почти нет), предложение отличное. «ИксРэй» дешевле даже «Сандеро» и выбирать француза имеет смысл, только если каждый взгляд на эмблему Lada вызывает несварение. Это маленькая рабочая лошадка без понтов. А это в наше время — ценное качество. m

Lada XRay31 фотоТехнические характеристики Lada XRay

 —
Тип двигателя Бензиновый R4
Рабочий объем 1598 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин 110 / 5500
Макс. момент, Нм/об/мин 150/4000
Тип привода передний
Трансмиссия 5-ступенчатая механическая
Передняя подвеска Независимая McPherson
Задняя подвеска Торсионная балка
Тормоза Дисковые вентилируемые спереди и барабанные сзади
Габариты (ДхШхВ), мм  4165×1764×1570
Колесная база, мм  2592
Макс. скорость, км/час 181
Разгон 0-100 км/ч, с  11,1
Расход топлива (комб.), л/100 км  6,8
Объем багажного отделения, л  361
Объем топливного бака, л  50
Масса, кг  1190
Дорожный просвет, мм  195
Цена, рублей снят с продажи (до этого от 639 000)

15 августа 2016Иллюстрации: Антон Уханов 

motor.ru