С первого поколения кроссовер Nissan Murano обладал «космической» внешностью. Но под ней, как правило, скрывался простецкий автомобиль. Новая модель серии Z52 тоже выглядит, будто из неё вот-вот выйдут командир звездолёта Джеймс Кирк и глава научной службы капитан Спок. Идеальный дизайн для вселенной «Звёздного пути»! Похоже, за годы внедрения на дороги Джучков ниссановцы только укрепились во мнении: люди всё ещё мечтают стать космонавтами. Однако внутри кроссовера из «неземного» — только сиденья Zero Gravity, разработанные с помощью агентства NASA. Форма Murano по-прежнему не соответствует содержанию, но теперь это не кажется минусом.»/>
Симпатичный интерьер из качественных материалов собран неидеально, хотя на неровностях не скрипит и не гремит. Кожаная обивка доплаты не требует. Цветовых вариантов два ― бежевый и чёрный. Новый Murano — первый российский Nissan с системой ЭРА-ГЛОНАСС: кнопка SOS — на потолке.
Интерьер с экстерьером не перекликается от слова «совсем». Если снаружи Murano футуристичен, то внутри время остановилось в недалёком прошлом. Общее впечатление, однако, приятнее, чем от прежней модели: архитектура элегантнее, материалы добротнее, посадка удобнее. Есть, конечно, огрехи сборки и ряд эргономических просчётов — например, кнопками на руле пользоваться неудобно, а центральный тоннель настолько широк, что рослые водители упираются в него коленом.
Семидюймовый дисплей борткомпьютера един для всех версий, а вот центральный экран бывает на семь или восемь дюймов. Даже в топ-варианте качество картинки не впечатляет, навигация долго перестраивает маршрут, хотя с удобством пользования и общим быстродействием системы порядок.
Под экстравагантными формами — модернизированный кузов из высокопрочных сталей. Не называя конкретных цифр, ниссановцы рассказывают о возросшей жёсткости на кручение и сниженной массе. Точки крепления подрамников, как и схемы подвесок, не изменились: McPherson спереди, многорычажка сзади. Колея стала на 30 мм шире. От прежнего шасси нового Murano отличается главным образом настройками. Пружины и амортизаторы, говорят, откалиброваны так, чтобы езда стала приятнее как водителю, так и пассажирам.
Фронтальная и задняя диодная оптика — часть стандартного оснащения Murano. «Парящая» крыша напоминает о кроссовере Lexus RX последнего поколения.
Испытания нового Murano на российских дорогах и полигоне НАМИ начались ещё прошлой весной. В итоге ездовые манеры исходной американской модификации пришлось пересматривать: слишком мягким оказался автомобиль, слишком валким. Тонкой доводкой наши занимались в том числе и на испанском полигоне IDIADA — подобрали иные характеристики стабилизаторов поперечной устойчивости, амортизаторов и задних пружин. Уверяют, что после этого крены сильно уменьшились, исчезла раскачка на волнах.
В сравнении с прежним Murano новый едет дороже — мягче и тише.
В Испании загорали не зря ― Murano едет благородно. В движении он воспринимается цельным, плавным и тихим. Подвеска информирует обо всём, что попадается под колёса, но делает это деликатно. Машина мягко идёт по мелким и среднекалиберным колдобинам, не боится железнодорожных переездов и старинной брусчатки. Лишь когда большие колёса проваливаются в глубокую яму с острыми краями, пассажиры ощущают грубый толчок. И то, это справедливо на скорости не выше 80 км/ч. Больше скорость — меньше ям.
Кресла Zero Gravity создавались по исследованиям NASA в области снижения утомляемости: подогрев, опциональная вентиляция. Комфортно, хотя боковая поддержка хилая. Задний диван с наклоняемой спинкой и подогревом удобный, места здесь предостаточно. Задние мониторы — только в версии Top.
Ездовая неурядица у Murano одна ― неважно настроенное рулевое управление. То, что с ним что-то не так, ощущаешь ещё на парковке: руль поворачивается с чрезмерным усилием. А если за ним девушка? Технари пояснили: повышенная тяжесть баранки в парковочных режимах ― плата за более насыщенную обратную связь в околонулевой зоне на ходу. Причём плата, как выяснилось, завышенная: руль в «нуле» получился зажатым и информативности ему всё равно не хватает. В итоге и мужикам не в кайф, и девчонкам мучаться.
Murano удачно скругляет неровности, не раскачивается на волнах и не гремит подвеской. Нет вопросов и к шумоизоляции днища с колёсными арками, хотя ветер в районе боковых зеркал слышно уже на 100 км/ч.
Тандем двигателя V6 3.5 и нового цепного вариатора с гидротрансформатором (взамен клиноремённого) великолепен — так и подначивает нажать на акселератор. «Шестёрка» красиво звучит, неплохо тянет с низов и ярко раскрывается на высоких оборотах. Бесступенчатая трансмиссия с расширенным диапазоном передаточных чисел и семью псевдопередачами работает так, что лучшего и не пожелаешь. Отклик на газ близок к линейному, вариатор быстро и без рывков выводит двигатель на оптимальные обороты.
Электропривод двери багажника — базовое оснащение, но за подогрев руля и электрорегулировку рулевой колонки придётся доплачивать. Двигатель можно запустить не только кнопкой внизу центральной консоли, но и с брелока — с расстояния до 60 м от автомобиля.
Прокатился я и на гибридном Murano, также адресованном нашему рынку. Силовая установка здесь как у бензоэлектрического кроссовера Pathfinder, то есть переусложнённая. Четырёхцилиндровый двигатель 2.5 с приводным нагнетателем (234 л.с., 330 Н•м) работает в паре с клиноцепным вариатором, в который встроен 20-сильный электромотор (160 Н•м). Батарея, спрятанная под центральным подлокотником, — литий-ионная, ёмкостью 0,63 кВт•ч. Установка работает в нескольких режимах, причём какой именно выбрать в данный момент, решает электроника, а не водитель.
В поворотах водителю больше всего мешает неинформативное рулевое управление. Кроме того, при быстром вращении гидроусилителю руля не хватает производительности и баранку «закусывает». Тормоза понятны и эффективны как в городе, так и на трассе.
В теории полноприводный Murano Hybrid умеет двигаться только на электротяге, но при мне этот режим не включался ни разу. Зато бензиновый мотор почти постоянно работал на два фронта ― передавал тягу на колёса и подзаряжал батарею. Даже при полной зарядке компрессорная «четвёрка» продолжала шелестеть на светофорах. Выигрыш в расходе топлива за время теста по сравнению с бензиновой машиной — 2 л/100 км: 10,8 л/100 км против 12,8.
Багажник вырос: 454−1603 л против 402−1510 л у предшественника. Форма отсека удобна, но погрузочная высота великовата. В подполье — полноразмерная запаска и сабвуфер классной аудиосистемы Bose.
При ускорениях с ходу бензоэлектрический Murano показался мне более бодрым, чем его шестицилиндровый собрат, но с места гибрид набирает скорость медленнее (8,3 с до сотни против 8,2, хотя по ощущениям дольше), а звучит «четвёрка» неприятно — даже несмотря на подвывания нагнетателя. Впрочем, на гибрид ставку в Ниссане не делают. Он наверняка окажется дороже бензиновой версии, и экономия топлива роли не сыграет. Судя по былому спросу на гибридный Pathfinder, на Murano Hybrid в лучшем случае придётся 4−5% продаж.
Силовой агрегат снизу не защищён, а сзади свисает труба выпускной системы. Судя по упражнениям на пляже, вариатор и многодисковая муфта в приводе задней оси длительных пробуксовок не боятся. Дорожный просвет по сравнению с прежней моделью увеличился на 6 мм ― до 184 мм.
Ожидается, что чуть более популярными будут переднеприводные модификации с моторами V6, которые прежде на нашем рынке не продавались и на тесте представлены не были. А самым востребованным, согласно расчётам маркетологов, должен стать полноприводный Murano. На заводе в промзоне «Каменка» под Санкт-Петербургом кроссоверы нового поколения собирают с июня, цены объявят 1 августа, но оформить заказ можно будет только в сентябре. Эффектный, добротный, просторный. По-моему, в комфорте новый Murano не уступит и, скажем, Лексусу RX. Но на большие продажи в российском офисе не рассчитывают. Нынешняя экономическая ситуация — не киношный космос.
Паспортные данные
Модель | Nissan Murano V6 | Nissan Murano Hybrid |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4898 | 4898 |
Ширина, мм | 1915 | 1915 |
Высота, мм | 1691 | 1691 |
Колёсная база, мм | 2825 | 2825 |
Колея передняя/задняя, мм | нет данных | нет данных |
Снаряжённая масса, кг | 1818 (1737)* | 1912 |
Полная масса, кг | нет данных | нет данных |
Объём багажника, л | 454–1603 | 454–1603 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый | бензиновый с приводным нагнетателем |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | 4, в ряд |
Число клапанов | 24 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 3498 | 2488 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 249/6400 | 234/5600 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 325/4400 | 330/3600 |
Электромотор | ||
Тип | – | синхронный, на постоянных магнитах |
Макс. мощность, л.с./кВт | – | 20/15 |
Макс. крутящий момент, Н•м | – | 160 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | вариатор | вариатор |
Привод | подключаемый полный (передний) | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 235/65 R18 | 235/65 R18 |
Дорожный просвет, мм | 184 | 184 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 210 | 210 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,2 (7,9) | 8,3 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 13,8 (13,5) | 10,4 |
— загородный цикл | 8,0 (7,7) | 7,0 |
— смешанный цикл | 10,2 (9,9) | 8,3 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 72 | 72 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
* В скобках приведены данные для переднеприводной версии. |
Техника
Как и предшественник, новый Murano базируется на платформе Nissan D, общей с моделями Teana, Maxima, Pathfinder, Quest и Elgrand. С прежним Murano новинку роднит размер колёсной базы, точки крепления подрамников к кузову, панель пола, схемы подвески — McPherson спереди и многорычажка сзади. Также осталась неизменной полноприводная трансмиссия с электронноуправляемой многодисковой муфтой на задней оси, а руль по-прежнему — с гидроусилителем. Отличия — в настройках пружин и амортизаторов, в более жёстких стабилизаторах поперечной устойчивости (на 5% спереди и на 23% сзади). У машин для российского рынка при нетронутом рулевом управлении ещё более жёсткая калибровка демпфирующих элементов — во избежание валкости.
Алюминиевая атмосферная «шестёрка» серии VQ35DE рабочим объёмом 3498 см³ дебютировала в 2000 году на автомобиле Nissan Elgrand. Диапазон мощности его многочисленных вариаций составлял от 231 до 304 сил. Под капотом нашего Murano — 249-сильная версия (325 Н•м) с изменяемыми фазами газораспределения, регулируемым впускным коллектором, коваными стальными шатунами и коленвалом, поршнями, покрытыми специальным молибденовым составом для снижения трения. В паре с «атмосферником» — безальтернативный клиноцепной вариатор с семью виртуальными ступенями и парой режимов работы.
«Четвёрка» QR25DER объёмом 2,5 л, очень похожая на мотор QR25DE, который с 1999 года ставится на многие модели Ниссана, а также на Renault Koleos, была модернизирована в 2007-м и оказалась под капотом моделей Sentra, Altima и X-Trail. На гибридном Murano этот двигатель оснащён приводным нагнетателем для повышения отдачи (234 л.с., 330 Н•м) и объединён с клиноцепным вариатором и 20-сильным синхронным трёхфазным электромотором (160 Н•м) через пару сцеплений. Батарея — литий-ионная, ёмкостью всего 0,63 кВт•ч.
История
В США продажи Murano стартовали осенью 2002-го, но официальные поставки в Россию начались только три года спустя. За пару лет у нас разошлось около 9,5 тысяч кроссоверов.
Показ кроссовера Nissan Murano первого поколения серии Z50 состоялся в 2002 году на мотор-шоу в Нью-Йорке. Забавно, что нарисовал его человек по имени Тайдзи Тойота. В основе модели длиной 4770 мм (колёсная база — 2825 мм) лежала платформа FF-L со стойками McPherson спереди и многорычажкой сзади, на которой базировались тогдашние седаны Altima, Teana и Maxima. На большинстве рынков машина оснащалась мотором V6 3.5 серии VQ35DE мощностью 234−249 сил, но в Японии была и версия со 190-сильной «четвёркой» 2.5 модели QR25DE. Коробка передач — исключительно вариатор, привод по выбору передний либо полный.
За дизайн по-прежнему отвечал японец — Тосиюки Абэ. Внешность изменилась кардинально, но не лишилась футуристичности.
«Второй» Murano встал на конвейер в ноябре 2007 года. Платформу модернизировали, сменив её имя на Nissan D. При неизменной базе и схемах подвесок длина кроссовера выросла до 4788 мм. Интерьер стал богаче на вид и на ощупь, расширился список оснащения, а подвеска стала комфортнее. Двигатель V6 3.5 остался в строю, его отдача подскочила до 269 л.с. В Японии по-прежнему можно было купить модификацию 2.5. Оба бензиновых мотора сочетались только с вариатором. А вот для покупателей из Старого Света был предложен 190-сильный турбодизель 2.5 dCi в паре с шестиступенчатым «автоматом».
Летом 2010 года «второй» Murano пережил рестайлинг. Японцы подретушировали внешность, улучшили интерьер новыми материалами и цветовой гаммой.
Самое неожиданное в истории с Murano второй генерации — это появление в линейке кабриолета с незамысловатым именем CrossCabriolet. То, что поначалу казалось шуткой, в 2010 году вылилось в серийное производство. Кабрио-Murano продавали только в США целых четыре года, после чего он был снят с конвейера из-за низкого спроса. Теперь по стопам Ниссана идёт Range Rover. В России CrossCabriolet не предлагали, а обычная пятидверка с конца 2009-го до середины 2016 года разошлась тиражом 25 тысяч штук.
За кадром
В окрестностях Калининграда есть на что посмотреть. Например, Форт № 5 — Король Фридрих Вильгельм III — шестиугольное сооружение, окружённое стенами толщиной до 5 метров и рвом с водой. Катакомбы прессуют психику. Во время Второй мировой немецкий гарнизон насчитывал 350 солдат, а на его штурм в апреле 1945 года у советских войск ушли сутки. Заглянули мы и в более светлое во всех смыслах место — первый в России частный органный зал, создателем и владельцем которого является Андрей Макаров. Это, на минуточку, композитор, пианист, заслуженный деятель искусств России, президент Международного благотворительного фонда поддержки и развития искусства им. С.В. Рахманинова и бывший и.о. заместителя министра культуры РСФСР. Андрей Александрович, которому в июле исполнилось 75 лет, шикарно поёт, виртуозно играет на органе и фортепиано и интересно рассказывает. Долгих лет!