ТестДрайв » Полезные советы о том, как ездить по раскисшей жиже

Полезные советы о том, как ездить по раскисшей жиже

Правила езды по глине на грязевой резине. Как эффективно использовать рисунок протектора для надёжного сцепления на скользкой и липкой поверхности. Манипуляции с давлением в шинах для увеличения проходимости

Обитатель средней полосы России чаще всего представляет себе бездорожье как раскисшие в межсезонье просёлочные дороги, изрезанные глубокими и кривыми колеями. Именно колеи и налипшая мокрая скользкая глина становятся непреодолимыми препятствиями для большинства автомобилей на стандартной резине. Протектор дорожных покрышек мгновенно забивается грязью, и колеса беспомощно буксуют на месте. Казалось бы, в такой ситуации проще всего поставить на внедорожник «злые» грязевые колёса MT, и проблема исчезнет сама собой. Однако это не совсем так (хотя во многих случаях такой ход действительно срабатывает). Существует опасность, что МТ-протектор дотянет до места, где колея и слой глины станут ещё глубже, после чего ситуация превратится в безвыходную. Потому что идти за трактором, как принято говорить, придётся гораздо дальше. Так что даже если вы выезжаете на бездорожье на лифтованной машине, оснащённой большими колёсами с покрышками MT, всё равно следует заранее подготовить некоторые полезные аксессуары.

 

_ASB15_5  _ASB12_4

 

Чем грунт слабее, тем глубже в него проваливается колесо. При этом перед ним образуется «ступенька» из грунта

 

_ASB31_3

 

Грамотное снижение давления в шинах превращает их в настоящее оружие против серьёзной грязи

 

Во-первых, обязательно нужно прихватить с собой лопату. Кроме того, memento tractor, как говорили древние джиперы, поэтому возьмите с собой динамический (рывковый) трос (стропу). У трактористов обычно в наличии только стальные тросы, которые искалечат вашу машину, а может быть, и вас самих. Ну и самое эффективное оружие, превращающее колёса в боевые, – это шинный манометр и компрессор. Без них ваши шины – как патроны без капсюля. Вроде и ружьё, но не стреляет! Запомните, ключевой инструмент, который вы можете использовать против липкой, скользкой глины и глубоких колей, – это снижение давления.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Шина с высоким внутренним давлением, подобно стальному колесу поезда, вращаясь, катится по поверхности дороги с минимальным сопротивлением на продавливание покрышки. Когда она проваливается в слабый грунт (например, раскисшую глину), то перед ней образуется ступенька, на которую она каким-то образом должна закатиться. Чем слабее грунт, тем глубже колесо проваливается, и тем выше перед ним ступенька. Как только колесо начинает закатываться на ступеньку, как на подъём, сцепление с грунтом резко уменьшается, и колесо начинает буксовать. И чем круче подъём, тем сильнее проявляется этот эффект. На вертикальную стенку круглое колесо отказывается ехать в принципе.

 

_ASB1_11

 

Разница в площади сцепления покрышки Toyo OC MT при давлении 2,5 атм и 0,8 атм. Хорошо видно, для чего нужны грунтозацепы на боковине – при низком давлении они становятся плечом шины

 

_ASB4_8

 

Совсем иначе работает, например, гусеница. При возникновении препятствия в виде ступеньки она начинает частично заезжать на неё, двигаясь вверх, но в тоже время большая её часть остается на горизонтальной поверхности в отличном сцеплении с грунтом и успешно препятствует пробуксовке. Вес вездехода равномерно распределён по длине гусеницы и, в отличие от упирающегося в уступ колеса, переносится на препятствие постепенно. Если высота стенки не слишком велика, то гусеница способна вскарабкаться и на неё. Таким образом, гусеницы легко преодолевают препятствия, на которых колёса только беспомощно буксуют. А в мягком грунте передние колёса машины, как мы уже говорили, проваливаются, и перед ними образуется подобие стенки. Пока зацепа задних колёс хватает, машина едет. Как только грунт становится слишком скользким, а сопротивление ступеньки перед передними колёсами – слишком большим, они начинают беспомощно буксовать. И машина застревает.

 

_ASB28_7  _ASB23_6

 

КАК БЫТЬ?

Оказывается, можно превратить покрышку в подобие гусеницы. Для этого достаточно снизить давление в ней до такой степени, чтобы она, деформируясь под весом машины, распласталась по грунту. Рассмотрим этот эффект на примере покрышки Toyo Open Country MT. Рисунок протектора этой шины очень агрессивный, его плечевая зона напоминает шестерёнку. Но с давлением 2,4 атм, предназначенным для нормального движения по асфальту, даже эта покрышка закапывается. Теперь снизим давление до 0,8 атм. Что при этом происходит?

Шина заметно проседает, слегка сплющиваясь по бокам. И вместо трёх шашек, на которые она опиралась при шоссейном давлении, она стоит уже на восьми. То есть площадь опоры шины увеличилась в несколько раз! Причём в основном она увеличилась в длину, сделав зону контакта шины с грунтом длинной и плоской. Это уменьшило давление на слабый грунт, и теперь покрышка не проваливается так глубоко. А главное, она способна забираться на небольшие препятствия, подобно гусенице. Кроме того, в точке, где протектор отрывается от грунта, он значительно деформируется, выкидывая из ламелей комья грязи. Тем самым снижается эффект «замыливания», когда глина полностью забивает даже самый агрессивный протектор. Более того, теперь, распластавшись по грунту, работают и грунтозацепы боковины!

 

РАСПЛАСТАННЫЕВыехать из глубокой колеи вам поможет низкое давление в шине. Сминаясь, покрышка как бы обхватывает острый высокий бортик колеи и позволяет колесу накатиться на него, работая как агрессивным плечом грязевой покрышки, и как в данном случае, ещё и грунтозацепами боковины покрышки Toyo OC MT

 

ЧТО НАДО ЗНАТЬ И УМЕТЬ?

Если колёса не оснащены устройствами, предотвращающими разбортирование, не опускайте давление ниже 1,0–0,8 атм. Избегайте движения на высокой скорости, особенно с сильно вывернутыми колёсами, и не газуйте резко, чтобы не разбортировать покрышки. Старайтесь не вращать рулём при неподвижных колёсах. Кроме того, лучше избегать глубоких колей, двигаясь вразрез, пропуская одну из них между колесами. Потому что в очень глубоких колеях автомобилю может не хватить дорожного просвета, и он застрянет. Если нет возможности двигаться вразрез, можно опустить в колею только одну сторону машины. Это оставит запас дорожного просвета. Ну а если вы всё же свалились в колею полностью, двигайтесь либо очень осторожно, не допуская полного застревания машины, либо ходом, давая возможность инерции помочь машине проскочить наиболее глубокие колеи. При этом обязательно дорабатывайте рулём на полоборота влево-вправо. Это позволяет резине «расталкивать» грязь и лучше вгрызаться в неё агрессивной боковиной протектора. В совсем уж крайних случаях сверхглубоких колей, которые невозможно объехать (например, в густом лесу), можно двигаться по колее, вывернув руль в одну сторону. Это не даст передним колёсам полностью провалиться, оставляя запас по клиренсу. Но в таком случае надо быть очень внимательным – машина может внезапно зацепиться вывернутым колесом за твёрдый фрагмент бровки или корень, выскочить из колеи, развернуться на 90 градусов и врезаться в ближайшее дерево. Нужно всегда быть наготове, чтобы успеть вывернуть руль обратно.

 

_ASB30_9

 

Вывернутые вбок передние колеса все время пытаются заехать на бортик, что позволяет пройти наиболее глубокие участки за счет проподнятия передней части машины

 

_ASB20_10

 

Глубокие колеи предпочтительнее преодолевать «вразрез», не позволяя машине в них сваливаться

 

Для эффективного использования возможности шин нельзя забывать и о правильном выборе передачи. На скользком грунте всегда действует один и тот же закон – чем выше передача и ниже обороты двигателя, тем лучше. Езда с бешеной пробуксовкой тоже иногда срабатывает, но, скорее, на легковых машинах с асфальтовыми покрышками, когда их протектор забит и его надо очистить от грязи центробежной силой. Серьёзная резина не любит пробуксовки. Если давление в шине правильное, а обороты колеса слишком велики, оно закопается по ступицу за два оборота, как хороший роторный экскаватор. Поэтому вторая, а то и третья пониженная – это лучший выбор. Другое дело, если глина тяжёлая и мотор глохнет – тогда можно и передачу пониже, и газу побольше. Что очень важно: буксуя, не забывайте о безопасности. Из-под серьёзных грязевых шин, таких, как те же Toyo Open Country, при пробуксовке может вылететь очередь из камней, как из хорошего пулемета. Даже просто «шприц» грязи может нанести человеку увечья. Будьте внимательны и не допускайте пробуксовок, если в плоскости вращения колёс находятся люди или другие машины. Выехав из грязи, не забудьте не только снова накачать шины, но и почистить их. Во-первых, при движении на дорожных скоростях комья грязи с колёс полетят в другие машины, а во-вторых, налипшая грязь заметно разбалансирует ваши покрышки, вызывая на скорости сильную вибрацию и биение руля.

В общем, отправляясь покорять бездорожье, помните, что ваше техническое вооружение гарантирует не более половины успеха. Гораздо важнее здесь вооружаться знаниями, правильными навыками и периодически шлифовать своё умение практическими тренировками.

      

Журнал 4×4 Club