ТестДрайв » Электроусилитель и гидроусилитель руля – чем отличаются и в чем разница?

Часто просматривая новые автомобили, вы можете встретить в одной комплектации гидроусилитель руля, и в более дорогом оснащении – электроусилитель. Является ли разница в цене на авто показателем того, то ЭУР лучше, чем ГУР – я расскажу далее.

Гидроусилитель руля

Данный тип усилителя рулевого управления появился задолго до электрического типа. В его основу входит насос жидкостного типа, который через ременной привод от коленчатого вала создает давление, поступающее при повороте руля на рулевую рейку или колонку.

Принцип действия

Во время движения автомобиля прямо, жидкость в насосе циркулирует по кругу, непосредственно от насоса в бачок, и обратно. Как только рулевое колесо вращается, жидкость начинает поступает в полость распределительной гильзы (левая или правая полость). Из другой полости жидкость поступает в бачок. Жидкость давит на поршень, тем самым снижая момент усилия рук на руль.

Почему на месте руль поворачивать также легко, ведь момент на насос передается через ремень от коленчатого вала, соответственно на низких оборотах КПД насоса должно быть минимальным? Ответ прост: на холостом ходу в насосе открываются дополнительные клапана, увеличивающие давление в системе, тем самым крутить руль на месте можно одним пальцем. Старайтесь крайне редко выворачивать руль до края, чтобы продлить жизнь насосу.

Электроусилитель руля

Сегодня ЭУР обретает больше популярности в силу того, что электронику можно по-разному проектировать и программировать. Следовательно – рулевое управление становится более интеллектуальным и адаптивным, а это наша с вами безопасность и комфорт. ЭУР может устанавливать непосредственно на рейку или на рулевой вал.

Принцип действия

ЭУР, установленный на рейке имеет монолитную конструкцию, то есть две шестерни с параллельным приводом вращают червячный вал, а за активацию вращения отвечает электродвигатель, который может устанавливаться либо в сам вал или рядом через передачу.

За своевременное и нужное усилие отвечает множество датчиков: поворота руля, датчик скорости, крутящего момента и оборотов двигателя. Некоторые ЭУР синхронизированы с системой ABS и блоком управления двигателем. После обработки данных со всех датчиков, ЭУР выполняет одну из 3 задач:

— активная обратная связь руля;
— поворот руля на разной скорости;
— поддержка в среднем положении.

Достоинства ГУР:

— простая надежная конструкция;
— недорогой ремонт и обслуживание;
— приятное усилие руля.

Недостатки:

— насос может выйти из строя из-за некачественного масла, либо его утечки;
— при обрыве приводного ремня ГУР не работает;
— насос ГУР занимает пространство в подкапотном отсеке;
— отбирает мощность у мотора.

Достоинства ЭУР:

— технологичность;
— не занимает пространство под капотом;
— острое и легкое управление.

Недостатки:

— стоимость обслуживания и ремонта;
— большинство поломок решаются заменой целого узла.

Резюме

Подводя итоги, нельзя точно сказать, какой тип усилителя руля лучше или хуже. Все зависит от ваших личных предпочтений и финансовой готовности к обслуживанию того или иного типа системы. Рулевое управление с ГУР все больше становится редкостью, уступая дорогу электронно-программируемым технологиям.