Эксплуатация » Маркировка поршней двигателя: описание и характеристики

Именно поршневая группа в основном определяет долговечность автомобильного двигателя. От состояния поршней и колец зависит расход масла, шумность при работе, мощность, экономичность и пусковые характеристики. Ремонтные работы тут считаются капитальными, существует множество нюансов при подборе деталей, замерам и механообработке.

Для чего нужна маркировка

Поршень представляет собой очень точно геометрически выполненное изделие с массой критичных для работы параметров. Измерить их все перед монтажом проблематично, а упаковка не всегда гарантирует соответствие содержимому, поэтому готовая деталь маркируется.

Прочитай: Как определить масложор в двигателе за 5 минут

Маркировка может содержать информацию, известную после точной заводской подгонки и обмеров и сразу в результате отливки заготовки.

Последнее максимум что включает – это модель двигателя и материал. Остальное маркируется дополнительно.

Например, отклонения в размерах и массе после механообработки не бракуются, а распределяются по классам, поскольку цилиндры, пальцы и кольца тоже не изготавливаются сразу с идеальной точностью. Допуски взаимно компенсируются, не влияя на работу двигателя.

Где расположена информация на поршне

Маркировка не должна мешать работе и быстро исчезать в её процессе. Поэтому нужная информация выбивается на днище со стороны камеры сгорания или отливается на боковой поверхности в зоне отверстия под палец, не подверженной трению и износу.

Маркировка поршней

Обозначения могут быть как в виде условных цифр, так и геометрических фигур. Расшифровка приводится в ремонтной документации.

Кодировка изделий сторонних производителей отличается от заводской ВАЗ, но интуитивно понятна и описана на сайтах компаний.

ВАЗ

Основная информация обычно содержит:

  • базовый размер поршня и цилиндра, кодируется цифрами на днище и маркой двигателя на боковой поверхности в отливке;
  • принадлежность детали к стандарту или ремонтному размеру в виде указания размера с десятыми долями миллиметра или графикой – треугольник первый ремонтный, квадрат – второй;
  • стрелка или буква, определяющая ориентацию поршня относительно продольной оси двигателя, это важно из-за смещения оси пальца от плоскости симметрии, указывает на первый цилиндр;
  • буква размерного класса поршня, они идут по пяти значениям через сотую долю миллиметра, обычно используется три класса, этого достаточно для точного подбора поршня по цилиндру;
  • класс отверстия под поршневой палец, которые также имеют отклонения в диаметре с цветовой маркировкой, правильный подбор обеспечивает номинальную посадку пальца;
  • отклонения поршня по массе, номинал (Г), плюс и минус на 5 г;
  • иногда каталожный номер детали.

В зависимости от модели двигателя набор маркировок частично меняется.

ЗМЗ

Маркировка поршней ГАЗ содержит примерно ту же информацию:

  • обозначение модели двигателя;
  • пять размерных групп по диаметру с шагом 12 тысячных миллиметра, от А до Д;
  • ориентация при монтаже, буква П к первому цилиндру;
  • четыре группы по отверстиям для пальца через 25 десятитысячных миллиметра, цвет должен совпадать со цветом маркировки пальца;
  • ремонтный размер, две группы с увеличением на 0,5 и 1,0 мм;
  • коды изготовителя и даты выпуска.

Поршни должны быть подобраны по группам к гильзам, которые тоже маркированы по пяти внутренним диаметрам.

Как понять, что пришло время менять поршневые кольца

Основной признак – повышенный расход масла, до литра на 1000 км пробега. Кольца залегли или износились. Одновременно изменились размеры и форма поршней с цилиндрами.

К замене колец следует подходить осторожно, поскольку износ цилиндров не носит равномерного характера. Искажения формы типа эллипс или конус не позволяют приработаться кольцу, ориентированному на идеальный цилиндр.

Решение принимает моторист, произведя замер на трёх уровнях во взаимоперпендикулярных направлениях. Если износ критичен для данного двигателя, то менять кольца бесполезно, они не приработаются. Необходимо расточить блок под ремонтный размер или заменить гильзы.

Как замерить зазор поршневых колец

Кольцо разрезное, то есть имеет зазор по окружности. Он нормируется, поскольку с одной стороны обеспечивает тепловое расширение, а с другой – гарантирует нужную компрессию. По мере износа зазор возрастает.

Проверить его можно вставив кольцо в неизношенную часть гильзы. Обычно это верхняя граница хода поршня. Диаметр цилиндра следует измерить, убедившись, что он в номинале, затем вставить кольцо и набором щупов определить зазор.

Сверившись с таблицей для данного двигателя принимать решение о пригодности детали.

Размеры поршневых колец: таблица (ВАЗ)

Большинство вазовских двигателей располагает тремя базовыми диаметрами цилиндров, соответственно поршней и колец.

Кроме того, существует по два ремонтных размера.

Семейство двигателей
Стандартный размер, мм
1-й ремонтный, мм
2-й ремонтный, мм

2101,2103
76
76,4
76,8

2108, 21081
76
76,4
76,8

21011, 2105
79
79,4
79,8

2106, 2121
79
79,4
79,8

21083, 21213, 2110
82
82,4
82,8

1111
76
76,4
76,8

11113
82
82,4
82,8

Существуют и менее распространённые размеры, например, у моторов Калины 1,4 литра 76,5 мм в номинале, а также изделий заводского тюнинга.

Замена поршневых колец или раскоксовка

При нарушении температурных режимов двигателя или использовании неподходящего по вязкости или качеству масла, на кольцах и их канавках образуется нерастворимый в масле нагар – кокс.

Кольца теряют подвижность, а маслосъёмное перестаёт удалять излишки масла. Расход возрастает, компрессия вначале падает, затем растёт, становясь чисто масляной.

Иногда расход масла удаётся на время уменьшить, проведя раскоксовку колец. Для этого в цилиндры на время около получаса заливается специальный растворитель нагара – раскоксовка. Лучше всего пенного типа, она дольше удерживается и полнее срабатывает.

Операция повторяется для большего эффекта. После промывки системы и замены масла можно ожидать заметного снижения угара. Обычно надолго этого не хватает, поскольку полностью смыть нагар нереально.

При замене колец поршни полностью вычищаются от кокса, после чего работают не хуже новых. Но, как сказано выше, это помогает только если износ цилиндра в норме по диаметру, эллипсу и конусу, а также при сохранности хона на поверхности, который служит для удержания нужного количества масла и смазки поршневой группы.