Эксплуатация » Маховик: что это и какую роль играет в двигателе внутреннего сгорания

Каждый поршневой двигатель внутреннего сгорания обладает такой массивной деталью как маховик. К сегодняшнему дню существует несколько разновидностей данной запчасти, которые отличаются между собой по конструкции и особенностям эксплуатации.

Содержание статьи:

  • 1 Зачем нужен маховик, функции
  • 2 Виды
    • 2.1 Одномассовый
    • 2.2 Двухмассовый
    • 2.3 Облегченный
  • 3 Как работает маховик
  • 4 Неисправности и их признаки
  • 5 Как предотвратить износ маховика в будущем
  • 6 Проверка и ремонт двухмассового маховика

Зачем нужен маховик, функции

Маховик представляет собой деталь двигателя внутреннего сгорания (ДВС), которая размещена в хвостовой части коленчатого вала. Внешне данная запчасть напоминает массивный диск, изготовленный из металла.

Такие запчасти отвечают за выполнения множества различных опций, включая обеспечение равномерной скорости работы коленвала, а также передачи крутящего момента от стартера к нему, а в последующем от него к сцеплению и на коробку передач.

Также посредством маховика осуществляется вывод из мертвых точек автомобильных поршней. В некоторых моделях с его помощью происходит и гашение крутильных колебаний с развязкой трансмиссии и КШМ.

Виды

К сегодняшнему дню эти детали выпускаются в разных конфигурациях. Даже в двигателях внутреннего сгорания, что функционируют по идентичному принципу, можно встретить разные их виды.

Одномассовый

Маховики одномассового типа также называют сплошными. Такая разновидность служит распространенным вариантом, который можно встретить в подавляющем большинстве моделей ДВС вне зависимости от типа транспортного средства.

Такие детали могут использоваться как в малолитражных автомобилях, так и в крупногабаритной промышленной технике. В зависимости от конкретной модели автомобиля, их размер и масса могут быть различными.

Прочитай: Почему ощущается вибрация (дрожь) в педальный узел автомобиля

Основным конструкционным элементом сплошного маховика выступает металлический диск. Как правило, последний изготавливается из металлов повышенной степени прочности, к примеру, чугуна или стали.

В легковушках диаметр такого махового колеса достигает 40 сантиметров, а в транспортных средствах с более крупными моторами это значение может быть существенно выше.

По окружности детали находится венец, имеющий немалое количество мелких зубьев, а в ее центральной области располагается специальное отверстие. Посредством последнего осуществляется монтаж запчасти на хвостовик коленвала.

Внешняя часть подобного маховика имеет специальное посадочное отверстие, необходимое для установки механизма сцепления при сборке. Зубчатый венец, который запрессован по всей окружности колеса, используется для соединения с шестеренкой стартера.

При повороте ключа в замке зажигания, стартер сразу же начинает раскручивать маховик, за счет чего он запасается необходимым количеством кинетической энергии для запуска силовой установки.

Данная деталь устроена достаточно просто, однако, несмотря на это, она должна обладать точной балансировкой. В противном случае, в ходе работы ДВС могут возникать ощутимые вибрации и биения.

Двухмассовый

Маховики двухмассовой разновидности также называют демпферными. Конструкция такой детали насчитывает две идентичные пластины и дополнительным комплект пружин. Пружины такой запчасти обладают различной степенью жесткости.

Установка такой запчасти позволяет гасить колебания в процессе работы двигателя, которые производятся самим маховиком. Это осуществляется путем поглощения толчков и вибраций пружинами.

Как правило, эти модели используются преимущественно в легковых и грузовых автомобилях, а в специальной промышленной технике практически не применяются. Эти модели способны обеспечивать трансмиссии защиту повышенной степени от вызванных работой мотора колебаний и перегрузок.

Однако, есть у них и свои недостатки. Один из них заключается в меньшем уровне надежности, что обусловлена их особенностями строения. Второй минус – это более высокая стоимость.

Облегченный

По конструкции облегченный маховик ничем не отличается от одномассового. Единственное отличие между ними заключается в меньшем весе первого. Уменьшение массы такого диска осуществляется путем уменьшения стали в составе или высверливания окон различных размеров.

Ключевая особенность таких моделей заключается в обеспечении более быстрого разгона автомобиля.

В типовых машинах детали подобного типа не встречаются, так как они выступают лишь элементов тюнинга. Износ облегченных вариантов происходит быстрее, нежели у сплошных моделей.

Как работает маховик

Основная его задача заключается в обеспечении стабильной работы мотора. В процессе функционирования маховое колесо получает кинетическую энергию от двигателя, накапливает ее, а в последующем передает транспортным узлам, в роли которых выступают коленчатый вал или механизмы сцепления.

Накопление энергии маховиком происходит тогда, когда ее поступление выше, чем расход.

И наоборот – отдача происходит тогда, когда расход энергии превышает количество ее потребления. За счет этого автомобиль имеет равномерную работу на любых оборотах.

Неисправности и их признаки

Как и любым другим автомобильным деталям, маховикам свойственно выходить из строя. Наиболее распространенными видами неисправностей являются:

  • Повреждение или износ зубчатого венца.
  • Биение.
  • Выработка на рабочей поверхности.
  • Признаками нарушения работы запчасти могут служить:

  • Повышение шумов на холостом ходу.
  • Увеличение вибраций.
  • Трудности с запуском ДВС.
  • Рывки при переключении скорости.
  • Как предотвратить износ маховика в будущем

    Для того, чтобы маховик отслужил положенный срок и не вышел из строя раньше времени, важно бережно подходить к эксплуатации автомобиля, а также на регулярной основе проводить его техническое обслуживание. Немаловажным является и использование исключительно оригинальных, либо аналоговых запчастей.

    Ключевым залогом долгой эксплуатации маховика выступает мягкое вождение. Следует избегать резких торможений, остановок, стартов и прочих маневров. Начинать и заканчивать движение следует с максимально возможной плавностью.

    Это надо знать: Причины тряски и вибрации автомобиля

    Также нужно следить за состоянием других автомобильных запчастей, которые могут оказывать косвенное влияние на маховик, регулярно проверяя их состояние и выполняя замену масла, фильтров или других необходимых комплектующих.

    Особенно важно отслеживать состояние сцепления, при необходимости выполняя его регулировку, так как неправильная работа механизма сцепления ускорят износ маховика. Признаками нарушений в его работе могут выступать трудности с переключением передач или проскальзывания.

    Огромную роль на состояние маховика оказывает и двигатель. Важно отслеживать его температуру и избегать перегрева, так как он может повлечь за собой деформацию запчасти в случае длительного превышения температуры.

    Немаловажно и правильно хранить автомобиль, если тот не эксплуатируется в течение долгого времени. Не рекомендуется осуществлять хранения авто с включенным сцеплением на длительный срок.

    Пагубно отразиться на состоянии маховика могут и высокие нагрузки, а поэтому рекомендуется избегать транспортировки тяжелых грузов.

    Проверка и ремонт двухмассового маховика

    Как показывает практика, двухмассовые модели характеризуются более сложными поломками и в большинстве случаев не подлежат ремонту. Единственным выходом из такой ситуации станет полная замена детали.

    В отдельных случаях венец и подшипники могут подлежать замене. Это можно будет узнать только после проведения диагностических работ, которые должны выполняться как на двигателе, так и на снятой детали в соответствии с инструкцией по обслуживанию и ремонту транспортного средства, а поэтому доверить такую задачу следует специалистам.

    Проверка данной запчасти на предмет работоспособности предусматривает такие этапы как визуальный осмотр на предмет появления трещин и других видимых дефектов, разборка для выявления степени износа внутренних комплектующих, а также проверка угла смещения.

    Последний этап является наиболее сложным. Проверка УС должна проводиться в обе стороны. Это может делать как голыми руками, так и посредством монтировки. Признаком исправной работы детали станет наличие малого, но обязательного сопротивления при движении в рабочие стороны, что обеспечивается пружинной системой.

    В дизельными установками будет труднее, так как их конструкция в качестве дополнительного элемента предусматривает фрикционное кольцо, а поэтому для проведения диагностики потребуется использование вороткового приспособления для прокрутки маховика.

    Стоит отметить, что смещение маховика под нагрузкой должно быть идентичным. Вращение диска лишь в одну из сторон является признаком неисправности детали. «Симптомом» выхода из строя станет и его полноценное заклинивание.

    Также при проверка важно обратить внимание на звуки. Повышенный уровень шума, рокот, стук или свист, издаваемые маховиком, может возникать в случае нехватки смазочного материала, либо при растрескивании демпферов.

    Важным этапом диагностики выступает и проверка на люфт, который увеличивается со временем эксплуатации транспортного средства. Повышению люфта в маховике способствует агрессивный стиль вождения.

    Следует учесть, что небольшой люфт в двухмассовых моделях допускается, так как их проверка осуществляется на снятой запчасти, а при монтаже та фиксируется с другими конструкционными элементами сцепления.

    Ремонт подобных деталей предусматривает разборку, оценку состояния комплектующих, определение причины неисправности, замену консистентной смазки, а также дефектных деталей. На финальном этапе выполняется перебалансировка маховика.

    Зачастую данные детали подвергаются замене и ремонтируются крайне редко, так как стопроцентной гарантии восстановления работоспособности запчасти никто дать не может, а езда с неисправным маховиком может сцепление или даже коробку передач, ремонт которых обойдется значительно дороже.