К уникальному позиционированию на рынке стремится, пожалуй, каждый автомобильный бренд. Чешская Skoda черпает вдохновение в семейных ценностях, они же помогают находить те самые незанятые уникальные ниши. Однако в случае с Kodiaq ничего уникального не произошло, просто чехи сделали кроссовер удобным и практичным. Это и позволило стать ему популярным, в том числе и на вторичном рынке. А вот насколько данная модель беспроблемна в эксплуатации и надежна мы расскажем в этой статье.
Основные особенности Skoda Kodiaq
Кроссовер-семьянин, названный в честь северо-американского бурого медведя, появился в 2016 году. К появлению Kodiaq Skoda долго готовилась, а разговоры о необходимости создания семейного паркетника велись еще с 2011 года, но только в 2015-м объективы папарацци засекли первые тестовые образцы в камуфлированной окраске. Через год на Женевском автосалоне показали концептуальный Skoda Vision, который был прямым предтечей Kodiaq. Премьера серийной версии кроссовера состоялась осенью 2016 года, и уже в феврале 2017-го первые машины доставили заказчикам. Летом того же года шкодовский паркетник приехал в Россию.
Skoda Kodiaq построен на модульной архитектуре VW MQB, так же как и Volkswagen Tiguan второго поколения. Но по сравнению с немецким кроссовером у Kodiaq длина выросла на 210 миллиметров, а колесная база — на 110 мм. Это и позволило разместить в салоне третий ряд сидений, и увеличить пространство для ног пассажиров второго ряда. Сначала предлагали только полноприводные модификации, оснащенные исключительно 6- и 7-ступенчатыми «роботами» DSG и одним из трёх двигателей. Это были два бензиновых мотора TSI, первый — семейства J211 объемом 1,4 литра, а второй — двухлитровый агрегат семейства J888. Третий движок — турбодизель 2,0 TDI из семейства J288.
После старта локальной сборки, который состоялся зимой 2018 года на мощностях горьковского автозавода, линейку пополнили переднеприводные версии, плюс стала доступна 6-ступенчатая механическая коробка передач. Линейку двигателей также пополнили еще два бензиновых агрегата объемом 1,4 литра того же 211-го семейства. Это 125-сильный CZCA, который ставился только на переднеприводные автомобили в паре с механической коробкой, и 150 сильный CZEA. Второму мотору судьба уготовила место на полноприводных машинах с «механикой» и переднеприводных с «роботом».
В 2021 году Skoda Kodiaq пережил рестайлинг, обновленная модель до сих пор встречается у официальных дилеров, поэтому разговор пойдет об основных неисправностях дорестайлинговой версии, которая теперь во всем многообразии комплектаций и силовых агрегатов представлена на вторичном рынке. Прежде всего хочется отметить типичную проблему Kodiaq, о которой говорят владельцы машин любой конфигурации, — регулярные протечки моторного масла и других технических жидкостей. Изначально полагали, что они характерны только для 2,0-литровых моторов бензинового и дизельного. Но со временем выяснилось, что «сопливят» и модификации с другими агрегатами, правда, заметно реже.
Самое слабое место — стык двигателя и коробки передач. Причина, как было установлено, кроется в болтах крепления маховика, а также неудачном герметике, не обеспечивающем должной плотности соприкасающихся поверхностей. Известны случаи, когда дилеры по гарантии меняли болты на новые, но и они со временем приходили в негодность, и течи возобновлялись. Причем через достаточно короткий промежуток времени. Другого решения найдено не было, поэтому большинство владельцев кроссовера смирилась с этими «соплями», благо потери масла не слишком критичны и компенсируется регулярной доливкой небольших объемов. Кроме того, в зоне особого внимания пластмассовая помпа системы охлаждения бензиновых моторов, повреждающаяся из-за перегревов и сочащегося антифриза, а также задний редуктор на полноприводных версиях, который может допускать протечки масла трансмиссионного из-за чрезмерных нагрузок.
Редуктор по гарантии меняли, но далеко не всем. Так что, выбирая автомобиль, хорошенько изучите его сервисную историю, к тому же у предыдущего хозяина стоит узнать о том, как он отреагировал на имевшиеся отзывные компании. По Шкоде Кадьяк прошло две серьезные акции. Первая случилась в 2019 году, она касалась кроссоверов 18-19 годов выпуска, у которых недостаточно быстро надувалась подушка безопасности водителя. После обращения владельцев дилеры очень оперативно меняли весь модуль системы. Вторая отзывная компания имела место уже в 2020, под нее попали почти две с половиной тысячи дизельных Volkswagen Tiguan и Skoda Kodiaq, выпущенных в 19-20 годах. Причина — негерметичность топливной магистрали из-за некачественного резинового шланга. Такие машины приглашались на сервис, если в ходе инспекции выяснялось, что установлен бракованный шланг, его в тот же час меняли.
Описанные недочеты, конечно, не добавляют чести кроссоверу, однако вряд ли станут серьезным поводом, чтобы наотрез отказаться от приобретения автомобиля, ведь в остальном агрегатная база кроссовера достаточно надежна и лишена радикальных изъянов.
Моторная гамма Skoda Kodiaq: все плюсы и минусы
Двигатели, которыми Kodiaq оснащается, относятся к самым свежим поколениям моторов с устраненными болячки предшественников. Взять хотя бы двухлитровый дизель, он появился аккурат в 2016 году и учёл большинство дефектов 188-й серии. О произведенных улучшениях можно рассказывать часами. В результате чуть ли ни единственная жалоба на него сейчас — иногда происходящий преждевременный износ ремня газораспределительного механизма, о чем будет свидетельствовать посторонний шум. Если вовремя установить новый ремкомплект ГРМ, то ничего критичного не произойдет. А вот если проморгать момент, то капремонт мотора не избежать. Ну и шуток с топливом мотор не любит, но это уже, скорее, не жалоба, а обязательное требование.
Бензиновая 211-я серия также не идет ни в какое сравнение со своей 111-й прародительницей. Однако у нее нюансов больше, чем у дизеля, поэтому обратимся к каждому из двигателей по отдельности.
Младшенький 125-сильный CZCA, как и все 211-е, избавился от цепи газораспределительного механизма. Приобретя ременный привод, он обладает вполне приличным ресурсом, но нуждается в проверке на дистанции в 60 тысяч километров. Если все в порядке, то ремень прослужит еще столько же, а если возникнут какие-либо вопросы, то привод лучше всё-таки заменить. Также иногда подклинивает тяга актуатора турбины и постукивает топливный насос высокого давления. В этом случае требуется замена толкателя. Чего-то более серьезного замечено пока что не было.
В 150-сильном двигателе CZEA также нужно проводить регулярную ревизию ременного привода, но основные хлопы доставляет не он, а наличие сложной дорогой системы отключения половины цилиндров. Причины, по которым система появилась, в целом понятны: экономия топлива и как следствие улучшение экологических показателей. Однако хорошая идея была реализована не очень-то идеально, поэтому со временем система грешит неравномерным износом распределительных валов. Их придется менять. Да, замена стоит дорого, но вы ж сэкономили на топливе. На каком пробеге выполняется замена, точно сказать сложно: у всех по-разному, в зависимости от стиля управления и нагрузок, но 150-160 тысяч километров они легко отхаживают.
У мотора CZDA другая напасть — дребезжание двухмассового маховика на холостых оборотах, причем оно может длиться довольно долго, чуть ли не годами. Ничего критичного при этом не будет до тех пор, пока чрезмерные вибрации не будут происходить при старте с места, вот в этом случае маховичок точно нужно поменять. Гнаться за оригиналом бессмысленно, гораздо выгоднее купить комплектное решение от конвейерного поставщика, содержащее все необходимые компоненты аналогичного с оригиналом качества. Из других напастей изредка в Сети всплывают факты откручивания болтов фазорегулятора. О том, что происходит что-то неладное, можно догадаться по постороннему стуку в моторном отсеке. Если он возник, то немедленно проверьте крепление и при необходимости замените старые болты на новые.
Бензиновый 2,0-литровый 180-сильный агрегат CZPA относится к третьей генерации серии J888. Он так же, как и дизель, появился в 2016 году — про его типичные неполадки известно мало. Потому что, во-первых, достаточно молодой двигатель, во-вторых, оснащенных им автомобилей в силу высокой стоимости модификации было продано не очень много. Впрочем, с высокой вероятностью можно утверждать, что к 150 тысячам километров цепь привода газораспределительного механизма растянется, а помпа вряд ли проживет дольше 180-200 тысяч километров. Но скажем так, основной общей бедой всех 888-х моторов является маслонасос двухступенчатой системы регулирования. Он может перестать функционировать, после чего неизбежно наступит масляное голодание. Последний недуг лечится только заменой узла — вот, пожалуй, все, что имеет смысл сказать про проблемы двигателей Skoda Kodiaq.
А как же традиционный для фольксвагеновских моторов массажер, спросит удивленный читатель. А он практически исчез, ответим мы. Инженерной мысли удалось эффективно противостоять практически по всем фронтам, кроме вышеупомянутых протечек. Но это вовсе не означает того, что масло не придется доливать. В межсервисный интервал, скорее всего, потребуется небольшая доливка, но она взята полностью под контроль и вряд ли превысит больше полутора литров.
Трансмиссии Skoda Kodiaq: рекомендации по обслуживанию
С коробками передач Skoda Kodiaq так же, как и с двигателями, можно сказать, повезло. «Механика» MQ350 идет в паре, как уже говорилось выше, только со 125-сильным двигателем TSI и до 200 тысяч километров пробега вряд ли вызовет беспокойство владельца автомобиля. На больших дистанциях можно ожидать критичного износа заднего радиального подшипника ведущего вала, который выльется в сильное гудение, особенно заметное при снижении скорости на третьей передаче.
Все остальные бензиновые моторы объемом 1,4 литра оснащаются 6-ступенчатым «роботом» DSG DQ250 с мокрым сцеплением. Секрет долгожительства агрегата в регулярной (через 40-50 тысяч километров) замене трансмиссионной жидкости. Если эту процедуру не игнорировать, коробка запросто откатает 200 тысяч километров без каких-либо нареканий. Поленитесь, постараетесь сэкономить и тогда продукты износа забьют соленоиды гидроблока. В этом случае серьёзного дорогостоящего ремонта уже не избежать, вся ваша экономия пойдет прахом. Иногда даже на совсем маленьких пробегах возникают толчки и вибрации главным образом при переключении с первой на вторую и со второй на третью передачи и наоборот. Чаще всего от них помогает избавиться перепрошивка блока управления, благо Volkswagen регулярно обновляет программное обеспечение, устраняя выявленные ошибки.
Для двухлитровых моторов и бензинового, и дизельного предлагается уже семиступенчатая роботизированная трансмиссия DQ500 также с мокрыми сцеплениями. В ней тоже нужно менять трансмиссионку через каждые 40-50 тысяч километров, и тогда забот с коробкой владелец знать не будете. Однако учтите, что 500-ка гораздо сильнее, чем 250-ка боится перегревов. Поэтому за правило придется взять регулярную и систематическую проверку теплообменника, а также его чистку при необходимости.
Кроме того, выбирая автомобиль, обязательно проверьте температурные режимы, в которых эксплуатировалась коробка. Если они нередко достигали 300 градусов и выше, скорее всего, придется поменять сцепление ввиду чрезмерного износа.
Подвеска
Переходя к подвеске, следует отметить, что ее компоненты прослужат достаточно долго, если, конечно, владелец не злоупотребляет поездками по пересеченной местности. Подшипники ступиц так же, как и стойки стабилизатора, ходят около 100 тысяч километров, сайлентблоки рычагов — до 150 тысяч. Примерно на этой же дистанции возникнет необходимость переборки задней многорычажки, но эту идиллическую картину портят нередко появляющиеся при проезде неровностей стуки втулки рулевого вала. На гарантийных машинах дилеры проводили замену бесплатно, а вот в постгарантийный период данная операция уже потребует некоторых инвестиций со стороны владельца. Также наблюдали случаи неравномерного износа задних тормозных дисков, причина крылась в некачественных тормозных колодках. Хорошо что r17 б у шины стоят не так дорого, можно часто менять.
Из остальных хронических неисправностей Skoda Kodiaq чаще всего называются постоянные глюки электронных систем, в том числе системы экстренного реагирования ЭРА-Глонасс. Эти глюки либо сами проходят так же внезапно, как и возникают, либо лечатся обновлением программного обеспечения соответствующих блоков. Физическая замена электронных модулей требуется в очень редких случаях.
На лакокрасочное покрытие и декоративные элементы люди тоже жалуются, уж больно они слабы и не способны противостоять даже самым незначительным механическим воздействием. Каким-то волшебным способом в задние фонари попадают комары и мухи. Как такой может произойти, остается загадкой. Но факт остается фактом. Форумы владельцев пестрят фотографиями плененных насекомых.
Передняя оптика тоже способна чудить: запотевание происходит с пугающей регулярностью и гарантийным случаем не признается. А вот поломки кнопки открывания пятой двери, вследствие попадания влаги к таковым относится.
Возможно, вас также заинтересует: Выбираем 3-рядный кроссовер.
Вывод
Так что в итоге, стоит ли брать подержанный Skoda Kodiaq или нет? Мы думаем, что стоит. В числе плюсов автомобиля значатся модернизированная лишенная откровенных огрехов агрегатная база, просторный и удобный 7-местный салон и широкая вариативность комплектации. Но кроссовер небезгрешен, причем устранение некоторых проблем потребует существенных средств. Если вас это не пугает, тогда смело делайте свой выбор. И лучше посмотреть в сторону дизеля как наиболее тяговитого агрегата для этого довольно крупного «медвежонка».