При всей простоте и понятности этого устройства важность наличия исправного клаксона в автомобиле несомненна. Часто именно своевременная подача звукового сигнала способна предотвратить ДТП, избежать которого прочими способами просто невозможно.
Принцип работы звукового сигнала в автомобиле
Кнопка срабатывания клаксона обычно располагается на рулевом колесе, иногда на подрулевом переключателе, что менее удобно, но таковы традиции у некоторых автопроизводителей.
При её нажатии поступает напряжение на исполнительное устройство электромагнитного или пневматического типа, там ток преобразуется в мощный акустический сигнал разного уровня приятности для уха.
Что лучше, музыкальный тон или резкий раздражающий гудок – вопрос спорный. Услышаны будут оба, это вопрос громкости, которой обычно в избытке.
Устройство клаксона
Типичный для легковых автомобилей сигнал имеет электромагнитный принцип преобразования тока в звук. Если рассмотреть именно излучатель, то в его состав входят:
- корпус, иногда с настроенным на определённую частоту рупором (улиткой);
- электромагнит;
- контактная группа, прерывающая питание катушки;
- мембрана.
При подаче питания через катушку электромагнита начинает протекать ток, возникает магнитное поле, и мембрана притягивается к сердечнику.
В этот момент будут разомкнуты контакты, поле пропадёт, мембрана вернётся в исходное состояние. Цепь снова замкнётся, процесс повторится.
Прочитай: Какие нажимать кнопки, чтобы заглушить двигатель с брелока Starline
Система рассчитана таким образом, чтобы колебания происходили с определённой резонансной частотой, попадающей в звуковой диапазон.
Акустические волны будут излучаться мембраной, она снабжена подстройкой в определённых пределах для изменения частоты и оптимизации амплитуды.
Так можно настроить звук на частоту рупора, попадающую в музыкальный ряд. Два сигнала, разнесённые на гармоничную величину дадут аккорд с приятным звучанием. Но чаще ограничиваются одним клаксоном с малоприятным звуком электротехнического зуммера.
Для работы сигнала нужна цепь питания, обычно содержащая:
- предохранители, один или два, разделяющие управляющую и силовую цепи;
- кнопку включения;
- реле сигнала;
- электропроводку.
Реле используется для повышения надёжности, оно разгружает по току кнопку сигнала. Громкий клаксон потребляет значительную мощность, к тому же генерирует индуктивные выбросы напряжения.
Возможные неисправности: признаки и причины
Отказать может сам сигнал или его питающая цепь. В первом случае обычно выгорает обмотка, окисляются контакты мембраны или разъёма.
Также в корпус и на мембрану могут попасть вода и грязь. Иногда сбивается регулировка, в результате чего чередование замкнутого и разомкнутого состояния контактов нарушается.
Проверяется клаксон прямой подачей питания отдельным кабелем.
В цепи питания отказать может любой элемент, от предохранителя до конечного разъёма.
Для проверки используется мультиметр или контрольная лампа, с их помощью прозванивается последовательно вся цепь и выделяется участок, на котором происходит пропадание напряжения.
Самостоятельный ремонт
Устройство несложное, потребуются основные знания из электротехники, контрольное приспособление, электросхема и запасные части.
Для начала двумя проводами с соблюдением полярности непосредственно от аккумулятора проверяется излучатель. При отсутствии звука может наблюдаться щелчок при подключении или нажатии на мембрану в обе стороны. В этом случае есть шанс на оживление регулировочным винтом. Отсутствие тока говорит об обрыве.
Некоторые сигналы можно попытаться разобрать, восстановить утраченные контакты, даже перемотать. Но чаще приобретается новая деталь, отремонтированная ненадёжна.
Это интересно: Причины хруста при повороте руля влево и вправо
В проводке восстанавливаются утратившие проводимость участки, заменяются контакты разъёмов, очищается узел кнопки, заменяется предохранитель. Все процедуры типовые для электротехнического ремонта.
Отслеживается цепь по схеме, обычно управление идёт по минусовому проводу, плюс подключён постоянно через предохранитель.
Что делать если заклинил сигнал
Бывает наоборот, сигнал работает и не желает выключаться. Это связано как раз с упомянутым управлением по массовому проводу, замкнуть его на корпус имеется большая вероятность в любом месте проводки.
Громкий звук необходимо как можно скорее отключить, это требуется и для сбережения клаксона, не рассчитанного на продолжительную непрерывную работу.
Отключение предохранителя
Обычно на тыльной стороне крышки блока реле и предохранителей имеется пиктограмма в виде рупора, означающая цепь сигнала.
Этот предохранитель и следует извлечь, чтобы снять плюс питания и отключить звук. Иногда тем же знаком обозначается реле сигнала, его тоже можно вытащить.
Отключение проводки
Чтобы не разбираться под рёв клаксона с предохранителями, которых там бывает несколько десятков, можно быстро найти разъём питания самого излучателя.
Он расположен непосредственно на приборе или отслеживается по идущим от него проводам.
Отсоединение клеммы АКБ
В экстренной ситуации нет времени даже на поиск самого клаксона со всеми его проводами. Тогда быстро сдёргивают клемму с аккумулятора. Даже если он спрятан в укромных местах автомобиля, как бывает на некоторых моделях, водитель скорее всего уже знает о его местонахождении.
Надо только приготовить ключ для ослабления зажима клеммы. Он должен быть в автомобиле всегда под рукой, отсоединить батарею требуется во многих аварийных ситуациях быстро и без поиска инструмента.