У колёсных дисков существует несколько геометрических параметров, которые позволяют колесу правильно занять своё место на ступице и надёжно закрепиться. Обычно они стандартизированы по рядам размеров, что учитывается при разработке автомобиля. Но не всегда желание владельца установить какие-то конкретные диски совпадает с допуском их изготовителя к его модели авто.
Предназначение центровочных колец для дисков
Диск должен центроваться на ступице без биений при вращении, даже если крепёжные болты или гайки не затянуты. Для этого в диске имеется центральное отверстие, по диаметру чётко совпадающее с выступом ступицы.
Часть усилий при воздействии на колесо веса автомобиля и дорожных неровностей передаётся через этот стык. Он разгружает крепёж диска от повторяющихся боковых сил, на большой скорости носящих характер вибрации с высокой амплитудой сдвигающего значения.
Опорные поверхности болтов и гаек на такое не рассчитаны, крепёж будет ослабевать со временем, а контактирующие поверхности диска изнашиваться.
Автомобильная теория совершенно чётко указывает, что использование диска с иным значением данного параметра, обозначаемого в маркировке буквами DIA или просто D, недопустимо.
Он должен надёжно опираться на выступ ступицы без зазора, а если DIA диска меньше, чем предусмотрено для автомобиля, то колесо просто не получится установить. Но практика эксплуатации показывает, что диск с увеличенным диаметром ЦО нормально работает долгое время, а особенно в случае использования так называемых центровочных колец.
Данные кольца имеют вид переходников с меньшего диаметра на больший, это втулки, изготовленные из металла, обычно алюминия, или даже пластика. В последнем случае их роль в передаче усилия от диска на ступицу сводится практически к нулю.
Металлические кольца вполне исправно дополняют центрирующую роль колёсных болтов. Но основное спасение автомобиля от разбалтывания колеса на ступице не в них и даже не в конусах болтов (на некоторых автомобилях конусы вообще отсутствуют или выполняются эксцентричными в порядке тюнингового решения использования нестандартных дисков), а в огромной силе трения на привалочной плоскости.
Прочитай: Почему появляются трещины на шинах и как этого избежать
Диск притянут к ступице совместным усилием всех резьб крепления, обычно это четыре или пять шпилек или болтов. Момент затяжки значителен, а сила прижима многократно умножается за счёт малого шага резьбы.
Суммарное значение после умножение на коэффициент трения и даёт ту силу, которая не позволит диску никакой свободы, даже если центрирующих конусов, отверстия и колец нет вообще.
Отсюда вывод – центрирующее переходное кольцо потребуется только при начальной установке диска, чтобы исключить биения при вращении даже на доли миллиметра.
Без него можно обойтись, если так называемый крепёжный параметр диска PCD, то есть расположение шпилек полностью совпадает, имеются конусы на крепеже, а монтаж колеса производится квалифицированным персоналом.
В прочих случаях кольца необходимы, нужно лишь правильно их подобрать по свойствам и размерам.
Виды
Кольца производятся двух видов по типу материала – пластиковые и алюминиевые. Последние предпочтительнее, но у них есть существенный недостаток – склонность к закисанию из-за коррозии.
С ними колёса и проставки надо чаще снимать и обрабатывать смазкой. Пластиковые легко демонтируются всегда, но свойствами силового центрирования они не обладают, это чисто направляющие при монтаже колеса.
Как не ошибиться с выбором центровочных колец
Если предполагается установка пластиковых колец, то надо обращать внимание на их термостойкость. Материал должен выдерживать возможные перегревы до 2-3 сотен градусов, тут работают тормоза со всей их мощностью.
При выборе алюминия надо лишь соблюсти размерность по выступу ступицы и ЦО.
Если они рассчитаны под конкретные модели автомобиля и дисков, то проблем не будет, в остальных случаях размеры проверяются до десятых долей миллиметра, контролируется также форма и толщина изделия.
Как устанавливать
Кольцо вкладывается в отверстие диска, после чего колесо монтируется на машину в штатном режиме.
Правильно изготовленные кольца должны входить плотно по обоим диаметрам, поэтому надо очистить поверхности от коррозии и нагара, устранить возможные механические дефекты, а при монтаже использовать тяжёлый молоток из резины или мягкого металла.
Плюсы и минусы
Кольца из алюминия:
- имеют большой срок службы;
- более точно центрируют колесо;
- являясь фактически продолжением алюминиевого литого диска позволяют превращать его в универсальный, если соблюдены прочие размерные параметры.
Недостатки – более высокая цена и склонность к коррозии.
- Пластиковые проставки дешевы, не боятся коррозии, а значит влаги и реагентов. При этом они служат относительно недолго, могут иметь проблемы при сильном нагреве и выполняют лишь функцию оправки при монтаже.
В любом случае использование колец частично компенсирует несоответствие дисков по диаметру ЦО, позволяя повысить надёжность крепления колёс и снизить вероятность биения на большой скорости.
Но не полностью, поэтому с использованием подобных нештатных дисков с проставками надо часто и регулярно проверять затяжку колёсных гаек с использованием динамометрического инструмента.
Это интересно: Что такое разболтовка колесных дисков и как ее измерить
Необходимость использования подобных колец – вопрос в целом спорный, поскольку ни одной проблемы они полностью не решают, формальной потребности в них нет.
Но и вреда они не причинят, а в некоторых случаях возможен позитивный эффект. Полную же гарантию от неприятностей даст лишь применение полностью совместимых с данным автомобилем колёсных дисков, что и предписывает законодательство.