Эксплуатация » Цепи на колеса для легкового и грузового автомобиля: виды, схемы и способы изготовления

Сцепление колес автомобиля с дорогой зависит от типа и свойств протектора шин. Оперативно менять колеса получается только в условиях автогонок, а необходимость в этом может возникнуть у каждого. Одна возможность все же есть – это использование съемных цепей, надеваемых достаточно быстро и существенно повышающих проходимость.

Предназначение цепей на колесах

Основное назначение цепей состоит в преодолении относительно коротких участков дороги, для чего нет смысла приобретать и устанавливать специальные типы шин.

Это короткие грязевые «засады», часто попадающиеся даже при вполне гражданской эксплуатации автомобилей, например, выездах на природу или неухоженных участках дороги к загородным строениям.

Зимой возможны попадания в неприятности даже на дорогах с усовершенствованным покрытиям. Могут образоваться снежные заносы или обледенение асфальта.

Даже небольшой подъем в таких условиях становится непреодолимым, а спуск крайне опасным. И не играет роли величина расстояния, это могут быть сотни метров или километры пути. Особенно важно это для магистральных грузовиков с приводом только на задние оси.

Прочитай: Как самому разбортировать колесо за несколько минут

Без цепей они полностью беспомощны на снежных трассах. Часто такая езда запрещается законодательно на указанных участках при определенной погоде.

Опасность использования

Цепи нельзя использовать постоянно или даже достаточно долго, тем более на твердых покрытиях.

  • Насколько бы прочными ни были цепи, они могут разорваться. От скорости или износа, а также при резких ударах. В этом случае они способны повредить внешние элементы автомобиля, детали ходовой части. Самое главное – обрывки могут попасть по соседним автомобилям, в том числе и спровоцировав ДТП.
  • Вторым существенным недостатком будет быстрый и неравномерный износ шин. В противостоянии твердой цепи и мягкой резины победитель ясен. Не спасет даже более лояльный к шинам материал, отличный от металла. Локальные напряжения повредят покрышку в зоне контакта, к тому же и сами цепи мягкого типа будут изношены.
  • Немаловажен и износ дорожного покрытия. Отсюда и законодательные ограничения по езде с цепями. Дорога должна быть «защищена» грязью, гравием или льдом со снегом.
  • Существует и субъективная опасность. Цепи могут быть надеты с ошибками, плохо натянуты или ненадежно закреплены замками.
  • Если все делать по правилам, то опасности сводятся к минимуму, а польза очевидна. Надо лишь правильно выбрать конструкцию набора противоскольжения.

    Виды цепей по типу материала

    Если выбирается оптимальный вариант для конкретных условий, например, грузовик без полного привода не поедет в грязь, бороться ему придется лишь со снегом и льдом на асфальте, то стоит уточнить материал изготовления.

    В прочих случаях возможно использование комбинированных приспособлений.

    Мягкие

    Мягкими материалами можно считать пластики, композиты или резину. Они помогут в условиях рыхлого снега или жидкой грязи, будут меньше шуметь и разрушать резину. Но по твердым покрытиям быстро придут в негодность.

    Жесткие

    Жесткость бывает разной, тут присутствуют относительно мягкие металлы вроде алюминия, конструкционная сталь и самое суровое – термообработанные (закаленные) грунтозацепы из легированной стали.

    Это интересно: Что делать если прикипело к ступице колесо

    Последние разрушат любой лед, прослужат долго, но им не понравятся жесткие удары, такие сорта стали достаточно хрупкие, особенно при крайне низких температурах.

    Браслеты

    Браслеты полностью не закрывают колесо. Это отрезки цепей или ремней, закрепляемые через отверстия в диске, располагаясь рабочей зоной перпендикулярно беговой дорожке протектора.

    Их может быть один и более на колесо, чем больше, тем они эффективнее, но и затраты времени на монтаж увеличиваются.

    Тем не менее браслеты ставятся быстрее классических цепей, занимают меньше места и обходятся дешевле. Можно менять их количество, экономя время.

    Не потребуется домкрат или перемещение автомобиля при установке, что очень актуально для уже застрявшей машины. Они также могут быть мягкими, жесткими или комбинированными из разных материалов.

    Какую схему плетения выбрать

    Цепь можно связать разными геометрическими способами, имеющими свои особенности.

    Лесенка

    Плетение лесенкой заключается в расположении цепных грунтозацепов перпендикулярно протектору. Такая схема обладает хорошей проходимостью, но относительно низкой прочностью.

    Справляется с не очень рыхлым снегом, хорошо ведет себя в грязи, но на твердых покрытиях испытывает большие разрывающие нагрузки, не терпит рывков при изменении вязкости грунта или смены скользких участков на сухие.

    Плохо держит в поворотах. Может применяться по укатанному снегу при малых скоростях движения.

    Соты

    Сотовое плетение располагает грунтозацепы по диагонали к протектору, что несколько снижает проходимость, но придает боковую устойчивость в сравнении с лесенкой. Общая прочность и стойкость также повышается.

    Ромб

    Ромбовое плетение имеет вид, сочетающий диагональные отрезки с разным направлением и лестничные участки. Является удачным компромиссом среди всех типов рисунка. Отсюда и популярность применения.

    Как самому сделать цепи противоскольжения

    Ничего сложного в изготовлении цепей нет. Потребуются лишь некоторые покупные детали, материалы и умение работать со сваркой и механической резкой металла.

    Материалы и инструменты

    Для одного из вариантов конструкции понадобится (из расчета на пару ведущих колес):

    • 5-10 метров стального троса, уточняется в зависимости от размера резины;
    • примерно в два раза больше по длине стальной цепи нужной прочности;
    • натяжители (талрепы);
    • карабины или просто крючки, которые можно изготовить из звеньев цепи, но это менее надежный вариант;
    • муфты с болтами и гайками для заделки концов троса;
    • отрезная машинка и сварочный аппарат.

    Цепь должна быть с проваренными звеньями, это можно сделать и самостоятельно.

    Последовательность изготовления

    Дальнейшие промеры отрезков троса и цепи производятся по месту на колесе. Длина тросов с учетом крепежных муфт и талрепов должна быть чуть больше окружности дисков. Число поперечных отрезков цепи лестничной конструкции должно быть от 10 до 15 штук.

    Тросы закольцовываются с внутренней стороны резьбовыми муфтами (зажимами) и талрепами.

    Предварительно они продеваются через крайние звенья поперечных цепей. Вместо троса можно использовать ту же цепь, тогда применяются карабины.

    Отрезки распределяются равномерно по окружности колеса со спущенной шиной. Конструкция натягивается, после чего колесо накачивается.

    Как надеть цепи на колеса

    В зависимости от конструкции цепи надеваются на вывешенное колесо или раскладываются по колее. Автомобиль наезжает, после чего цепи застегиваются и натягиваются.

    Соответствующие устройства должны быть по наружной стороне колеса. После пробной прокатки на несколько десятков метров производится окончательное натяжение.