Эксплуатация » Экономайзер карбюратора ВАЗ 2107: принцип работы, диагностика и ремонт

В состав линейки карбюраторов 2107 входят, как приборы типа Solex, так и ведущий своё происхождения от легендарных Weber вернувшийся из спорта в мир экономии и экологии Озон. На последнюю вазовскую классику ВАЗ-2107 ставились только озоны, солексы работали на Ниве и Москвиче-2141.

Зачем нужен экономайзер в карбюраторе

На самом деле экономайзерами называют две системы в карбюраторах, совершенно разные по назначению. Экономайзер мощностных режимов заведует обогащением смеси при больших нагрузках, но его в Озоне нет, поэтому рассмотрению подлежит лишь ЭПХХ.

Прочитай: Чем отличается Инжектор от Карбюратора

Данный экономайзер, соответственно смыслу термина, служит задаче снижения потребления топлива и не только. Всего имеется две полезные функции.

  • Состоянием принудительного холостого хода называется работа двигателя, когда педаль газа отпущена, но передача не выключена и сцепление не разомкнуто.

Такое происходит при торможении двигателем, он вращается с повышенной скоростью, получая энергию от трансмиссии. Естественно, поступающий при этом в цилиндры бензин будет сгорать бесполезно, даже наоборот, станет препятствовать эффективному замедлению.

ЭПХХ отключит подачу топлива при определённых пороговых оборотах, вновь задействуя автономную систему, когда они снизятся до некоторого значения.

Этот порог чуть выше обычных холостых оборотов, чтобы сгладить возможные рывки переходных процессов, значение заложено в блоке управления, соединённом с тахометром.

  • Моторы классики склонны к паразитным вспышкам после выключения зажигания (дизелингу, хотя этот термин не совсем точен). Чтобы блокировать подобные рывки и даже продолжение работы, надо остановить подачу топлива после поворота ключа, что и делается оборудованием той же системы ЭПХХ.

Регулировка количества поступающей смеси также выполняется деталями ЭПХХ, который тесно интегрирован в обособленную систему питания ХХ карбюратора Озон 2107.

Где находится

На карбюраторах Озон без системы ЭПХХ также питание в режиме холостого хода обеспечивалось автономно через свои топливный и воздушный жиклёры, выходные отверстия и регулировочные винты с иглами, дозирующие бензин и итоговую смесь.

Экономайзер просто заменил своим исполнительным устройством иглу дозирования смеси после эмульсионного колодца. Такое размещение позволило легко унифицировать разные исполнения одного и того же карбюратора.

Устройство ЭПХХ

В состав системы входят:

  • вакуумная диафрагма с регулирующей и запорной иглой канала подачи смеси под дроссель;
  • корпус с регулируемым упором подпружиненной мембраны;
  • выключатель-датчик закрытого дросселя;
  • электронный блок управления;
  • электропневматический клапан;
  • магистрали передачи вакуума от задроссельного объёма.

Блок управления имеет тахометрический вход от системы зажигания и отключает подачу топлива через распространение вакуума от пространства под дросселем к мембране ЭПХХ, то есть состояние системы реагирует на электрический и пневматический входные сигналы, разрешая или запрещая подачу бензина под полностью закрытый дроссель.

Принцип работы экономайзера ВАЗ 2107

Разрежение из задроссельного пространства будет удерживать мембрану с запорной иглой в открытом состоянии, разрешая подачу топлива через каналы холостого хода.

Но если выполнятся условия закрытия дросселя, о чём просигнализирует выключатель, и повышенных от значения 1600 оборотов двигателя, то пневмоклапан перекроет подачу вакуума к мембране, бензин перестанет поступать.

За счёт этого можно сэкономить несколько сотен миллилитров топлива на 100 км пробега в усреднённом цикле.

Это интересно: Что делать если бензонасос в машине не качает топливо

После выключения зажигания исчезнет разрежение, а клапан закроется, система также отключится, мотор будет избавлен от вспышек. Неприятные рывки исключатся, тем более работа с воспламенением от перегретых частиц в камерах сгорания.

Диагностика и ремонт ЭПХХ

Неисправный экономайзер может прекратить выдачу смеси бензина с воздухом на режиме штатного холостого хода. Одна из основных причин – потеря герметичности мембраны и подводящих разрежение магистралей.

Проверка производится подведением вакуума от тестового ручного насоса непосредственно к штуцеру ЭПХХ на карбюраторе. Двигатель должен работать при наличии вакуума и глохнуть, если на входе будет атмосферное давление.

Электроклапан проверяется принудительной подачей и снятием с него питающего напряжения. Если питание включено, то мотор работает, выключено – должен заглохнуть без рывков.

Работа электронного блока и выключателя дросселя также проверяется контрольной лампой и мультиметром по логике работы устройства.

Сигнал на клапан поступает, если обороты двигателя ниже 1600 об/мин. Датчик (микропереключатель) прозванивается омметром при нажатой и затем снова отпущенной педали акселератора, лучше это делать на разъёме блока, так одновременно будет проверена проводка.

При ремонте заменяются на новые корпус ЭПХХ с мембраной в сборе, электропневмоклапан, датчик или блок управления. Низкая стоимость и лёгкая доступность запчастей делают их ремонт нецелесообразным.