Автомобилисты при выборе моторного масла в первую очередь обращают внимание на химический состав и происхождение его базовой составляющей. Различаются синтетические и минеральные продукты. Существует еще и так называемая «полусинтетика», но это гибридный продукт, в котором неизвестно процентное содержание синтетики и минералки.
Понятие гидрокрекинга
Данный химический процесс иначе называется аббревиатурой HC, что собственно и означает Hydro Crack, то есть буквально «разламывание» на части больших молекул тяжелых нефтяных фракций, а первое слово поясняет, что это всё происходит в присутствии водорода.
Технология широко используется в нефтепереработке, с её помощью можно получать более легкие топливные фракции, а также более совершенные по своим свойствам масла.
Прочитай: Почему не надо выбрасывать старое машинное масло
Процесс идет в присутствии кислотных и металлосодержащих катализаторов при температурах свыше 300 градусов. Водород работает не только на расщепление тяжелых молекул, но и на связывание вредных примесей, в частности, очищает конечный продукт от серы.
Что из себя представляет гидрокрекинговое масло
По своим полезным свойствами конечный продукт оказывается значительно лучше, чем обычные нефтяные масла (минеральные), а в некотором отношении превышает и синтетические, полученные в результате химического синтеза.
Модификация идет по двум направлениям – очистке и получения нового качества:
- удаляется сера, способная образовывать серную кислоту, а также прочие кислоты, вызывающие коррозию металлов;
- непредельные углеводороды преобразуются в предельные, что повышает стойкость масла к кислороду;
- снижается склонность к нагарообразованию при высоких температурах;
- уменьшается образование смолы и выпадение парафинов при низких температурах;
- расширяется температурный диапазон работы базы в оба направления;
- улучшаются смазывающие свойства, иногда они лучше, чем даже у синтетики.
При всем этом стоимость продукта оказывается ниже, чем у синтетического, хотя и выше обычного минерального.
Отличие гидрокрекингового масла от синтетического
Благодаря улучшению показателей качества, продукт оказывается вполне конкурентоспособным с классической синтетикой. Это позволило практически всем производителям базовых масел называть его синтетическим.
Происхождение же указывается в общем описании конкретного товара, которое далеко не все читают.
Это интересно: Почему масло попадает в свечные колодцы двигателя
В большинстве случаев в этом и нет необходимости, однако некоторые принципиальные отличия имеются:
- критерий стоимости, у синтетики более дорогой процесс производства, к тому же высоки требования к исходному сырью, хотя это и те же фракции нефти, но для гидрокрекинга пригодны самые дешевые тяжелые остатки;
- при изготовлении используются методы очистки, пусть и самой совершенной, на химическом уровне, но все же это не синтез «чистых» молекул;
- высокотемпературные свойства базы у ПАО (полиальфаолефины) и тем более эстеров, то есть синтетики четвертой и пятой групп (гидрокрекинговые относятся лишь к третьей, ниже только обычная и улучшенная минералка), заведомо выше, разница на уровне температур вспышки в 220 и 250 градусов, что очень много;
- синтетика намного стабильнее, лучше сохраняет свойства во времени, особенно это касается вязкости;
- у третьей группы хуже низкотемпературные свойства, то есть прокачиваемость при пуске;
- по расходу на угар дорогие масла также опережают бюджетную псевдосинтетику.
Насколько разница важна на практике – решают сами водители. Но если производитель рекомендует ПАО или эстеры – им особенно некуда больше смотреть. Хотя скорее всего мотор этой разницы и не заметит, но срок замены придется сокращать.
Преимущества и недостатки
Несмотря на дешевизну, гидрокрекниговые масла имеют некоторые достоинства. Основное из них – трибология, эти продукты лучше смазывают и обеспечивают низкий коэффициент трения.
Также они менее агрессивны к пластикам и резине, увеличивают срок работы уплотнений и позволяют применять более простые составы. Все прочее успешно решается при помощи пакета присадок.
Но в одном синтетика однозначно выигрывает – она более стабильна и отвечает главному тренду автомобилестроения, позволяя увеличить сроки между ТО.
Кроме того, её применение обязательно в самых современных моторах с высокой степенью форсировки и напряженными тепловыми режимами.
Гидрокрекинговые продукты в таких условиях очень быстро растеряют свои заявленные свойства, а при экстремально низких температурах просто перестанут прокачиваться.