Эксплуатация » Глубина протектора летних и зимних шин, какой должна быть и как измерить

На гражданских автомобилях используются шины с протектором, имеющим выступы и канавки. Так сделано с целью отводить воду и жидкую грязь из зоны контакта с дорогой, поскольку иначе колесо начнёт всплывать над покрытием, начиная с определённой скорости, и полностью потеряет связь с поверхностью. Но по мере износа глубина рисунка становится меньше, эффективность шины снижается, что заставляет вводить некоторые ограничения по возможности использования подобных покрышек.

Допустимый износ протектора

Далеко не все автовладельцы обладают необходимыми знаниями, а главное – ответственностью, чтобы вовремя заменять изношенную резину. Поэтому в дело вступают законодатели, вводящие ограничения, при нарушении которых наступает вполне конкретная ответственность.

Прочитай: Почему появляются трещины на шинах и как этого избежать

Обычно материальная, но если по вине владельца, вовремя не заменившего шины, произойдёт ДТП, то штрафом он может и не отделаться. Вопрос слишком серьёзный.

Зимняя резина

При работе зимних покрышек протектору уделяется главнейшая роль. Именно он позволяет резине цепляться за такую дорогу, где на первый взгляд вообще зацепиться невозможно.

Зимняя шина, если не касаться шипованных, о которых разговор особый, тут обладает несколькими принципиальными особенностями:

  • фрикционные шины (липучки) работают за счёт изгиба их мелко расположенных шашек (ламелей), создающих давление даже на чистый лёд своими острыми краями, если высота протектора недостаточна, то ламель не сможет расположиться под оптимальным углом к поверхности;
  • пространство между выступами служит для отведения большого количества смеси воды и снега, позволяя шине войти в контакт с твёрдой дорогой, когда это в принципе возможно;
  • по мере износа не только уменьшается глубина протектора, но и твердеет резина, что при низких температурах принципиально важно для достаточного коэффициента сцепления с дорогой.

Отсюда и максимально жёсткие требования регламента к такого рода шинам – по положению к допуску различных видов транспорта высота протектора зимней резины должна быть не менее 4 мм, то есть покрышка бракуется даже при примерно 50-процентном износе.

Летняя резина

По летним колёсам требования менее жёсткие. Теоретически по сухому и чистому асфальту протектор с канавками вообще не нужен, что подтверждается применением гладких сликов в автоспорте.

Но реально летом дорога всегда будет покрыта пылью, грязью или водой. Выступы протектора смогут вытеснять жидкость и контактировать с твердым покрытием.

Для этих целей большая глубина прорезей желательна, но необязательна. Отсюда и требования закона по безопасности. По ним для легковых машин максимально допустимый износ нормируется на уровне остаточных 1,6 мм глубины.

Меньше – для двухколесной техники, больше – для автобусов. Обычно на такой глубине производители авторезины размещают индикаторы износа, которые проявляются по мере расходования материала.

Всесезонные шины

Всесезонная резина сама по себе неэффективна. Такие шины плохо работают и летом, и зимой. Но поскольку на них допустимо ездить при осадках в виде небольшого снега, то требования к ним аналогичны таковым для зимней резины, то есть не менее 4 мм.

Ремонт шин с помощью герметика

Это не составляет проблемы, поскольку обычно протектор всесезонных покрышек гораздо толще, чем у новых летних шин.

Причины неравномерного износа протектора

Измерять глубину надо в точках наибольшего износа. Равномерным он не может быть чисто статистически, но некоторые причины вызывают ярко выраженные неровности:

  • нарушение углов установки колёс;
  • резкие торможения и ускорения с пробуксовками и блокировками;
  • неравномерность резиновой смеси – очевидный брак изготовителя;
  • отсутствие регулярного контроля за давлением;
  • монтаж шин на несоответствующие по размеру диски;
  • дефекты ходовой части автомобиля;
  • перегрузка колёс;
  • перебор со скоростью в поворотах.

Существуют таблицы изображений, по которым можно приблизительно оценить, какой тип неисправности или нарушений вызвал неравномерность расхода протектора.

Как измерить остаточную глубину протектора

Измерения лучше производить специализированным прибором в точках наибольшего износа. Но вполне пригоден глубиномер штангенциркуля или даже обычные измерительные средства вроде линейки.

На что обращать внимание при покупке покрышек

Глубина протектора – самое простое, что поддаётся визуальному контролю при выборе резины. Хуже пропустить скрытые повреждения или заводской брак.

Новые шины

При покупке новых покрышек следует ориентироваться на репутацию производителя. Ведущие фирмы не делают плохих шин, даже в сегменте бюджетных изделий. Но цена может отпугивать, но как мы убедились недорогие шины в ставрополе купить вполне можно. Если бренд незнаком, то потребуется серьёзный анализ по результатам независимых тестов, отзывам на профильных форумах, видимым признакам качества литья резины.

Главным признаком плохих покрышек будет большой вес грузиков при попытке отбалансировать колесо на проверенном диске. Глубина же протектора у однотипных по назначению изделий примерно одинакова.

Б/у шины

На протекторе подержанной шины не должно быть следов неравномерного износа. Такая покрышка будет плохо балансироваться, скорее всего станет источником вибрации в любом случае. Возможен увод машины в сторону и ускоренный износ из-за новой приработки по месту.

Равномерно изношенную шину проверяют по глубине протектора, предварительно выяснив, каким он был у нового изделия. Далее осмотром убеждаются в отсутствии трещин на резине и ощупыванием – на скрытые повреждения корда, что требует большого опыта.

Если имеются следы серьёзного ремонта с армирующими заплатами, то от покупки лучше отказаться.