Эксплуатация » Как часто менять свечи зажигания

Создание мощных, но одновременно экономичных современных двигателей увеличило роль свечей зажигания в работе мотора. Обеднённые смеси плохо воспламеняются, но без них экономии не добиться. Повышается мощность разряда, давление и температура в камере сгорания, а значит состоянию этих деталей приходится уделять особое внимание.

На сколько рассчитаны свечи зажигания

Всё зависит от материала, из которого изготовлены электроды, а также от качества самих изделий. Но последнее у ведущих фирм находится примерно одинаково на высоте, при этом запас по долговечности отсутствует. Подразумевается, что это расходники, и делать их на века ни малейшего смысла не имеет.

Совершенно другое дело – надёжность искрообразования, причём в самых тяжелейших условиях постоянных перепадов температур, сильных нагревов, забрасывания самыми разнообразными нефтепродуктами из топлива и смазок.

Устройство свечи

Изделие должно обеспечивать создание мощного плазменного разряда при высоком давлении перед тактом рабочего хода. Двигатель с хорошим КПД имеет повышенную степень сжатия. В результате пробой возникает при давлении свыше 12-15 атмосфер.

Чем выше давление, тем более высокое напряжение должно создаваться между электродами. Само по себе это несложно, проблема в изоляции всех прочих путей утечки высоковольтного разряда. В том числе и в самой свече. Её керамика должна исключать расход электроэнергии на поверхностные эффекты, при этом выдерживать температуры порядка тысячи градусов. Но даже и это не самое сложное.

Это интересно: Как проверить и заменить свечи зажигания двигателя

Тяжелее всего соблюдать процесс самоочистки. Неизбежно попадающие на изолятор вещества должны полностью уничтожаться высокой температурой, не оставляя токопроводящих следов.

В процессе развития систем зажигания возникла необходимость увеличения мощности и размеров искрового разряда. Для этого увеличивали зазор между электродами, но напряжение при большом зазоре превышало все разумные пределы.

Выход состоял в локальном увеличение напряжённости поля в приэлектродной зоне, для чего электроды выполнялись заострёнными.

А неизбежное ухудшение теплоотвода и быстрое выгорание компенсировалось использованием в конструкции благородных металлов, обычно это платина и иридий. Детали получались дорогие, но с прекрасными характеристиками, в том числе и по надёжности.

Постепенно сформировались условные данные по долговечности свечей зажигания гражданских легковых моторов:

  • традиционные приборы с электродами из медных и никелевых сплавов – около 30 тысяч километров пробега в средних условиях;
  • с применением платины – до 90 тысяч;
  • наиболее качественные иридиевые – до 120 тысяч.

Практический опыт показывает, что слепо следовать подобным цифрам по срокам замены приборов зажигания не стоит. Реально их надо разделить на два.

То есть простейшие менять при каждом ТО вместе с маслом и масляным фильтром, а если мотору прописаны более совершенные изделия – замену производить при первом большом ТО, это пробег в 60 тысяч. Все попытки сократить эти сроки несут большой риск.

Как понять, что нужна замена свечей

Симптомы возникновения частичных отказов зажигания существуют, но никогда не стоит сознательно до этого доводить.

Если поддерживать двигатель в полностью исправном состоянии и регулярно заменять свечи по регламенту, при этом использовать изделия проверенных известных производителей, то никакие признаки перебоев появляться не будут, по крайней мере по вине свечей.

Но существуют условия, в которых даже хорошая свеча способна отказать. Например, общая изношенность мотора, некачественный бензин или экстремальная эксплуатация.

В этих случаях могут проявиться признаки перебоев в искрообразовании:

  • мотор вибрирует, «троит», хаотически меняются обороты;
  • слышны хлопки в системе выпуска;
  • падает мощность, увеличивается расход;
  • демонтированная свеча резко отличается по внешнему виду внутренней части от нормального состояния, соответствующие цветные картинки несложно найти.

Как правило, заменой свечей тут не обойтись, необходимо устранять причину, а не следствие. Новые изделия устанавливаются только после ремонта двигателя или внесения корректировок в стиль вождения. Надо понимать, что в спорте подбираются не только шины, но и все прочие детали автомобиля, свечи не исключение.

 Почему свечи зажигания черные на инжекторе и карбюраторе

Придётся вспомнить про характеристики, особенно калильное число, а также чётко представлять себе, в чём недостатки холодных и горячих свечей.

Что будет, если не менять свечи зажигания

Пренебрежение пропусками зажигания ведёт к дорогостоящим последствиям для двигателя. В первую очередь пострадают катушки зажигания, которым приходится пробивать увеличенный зазор между электродами. Произойдёт внутренний пробой, после чего катушка уже не восстанавливается.

Не всегда умный блок управления двигателем отключает неисправный цилиндр, а если этого не сделать, бензин продолжит поступать, но не воспламеняться, вылетая в катализатор и глушитель, а также стекая по стенкам цилиндра.

Смывается и деградирует масло, возникают задиры, нарушается состав смеси в работающих цилиндрах. Ресурс мотора уменьшится. Потери несравнимы со стоимостью нового комплекта.

Как произвести замену

Есть двигатели, где для замены свечей приходится демонтировать множество деталей, а то и весь силовой агрегат. Но это редкие и дорогие машины.

В большинстве автомобилей с заменой справится даже начинающий водитель. Достаточно располагать свечным ключом.

Проблема может возникнуть при выворачивании прикипевшей резьбы, а также с определением момента затяжки при установке нового комплекта.

Если эти вопросы вызывают затруднения, например, навыка нет, а динамометрический ключ недоступен, то лучше обратиться к специалистам. Работа обойдётся недорого, а последствия поломки свечи или срыва резьбы устранить очень сложно.