Имеющие опыт эксплуатации автомобиля с кондиционером в жаркую погоду, особенно в большом городе, уже никогда не захотят ездить в спартанских условиях, когда спасают только открытые окна. При определенных условиях, в которые несложно попасть летом при плотном трафике, речь уже пойдет не о комфорте, а о выживании. Между тем, хоть автомобильный кондиционер и совпадает по принципу действия с бытовым холодильником, он отнюдь не настолько надежен и не позволяет забывать о себе на десятилетия. Как минимум, потребуется регулярное обслуживание.
Как часто заправляют кондиционер автомобиля
Речь не идет о текущем или капитальном ремонте узлов и агрегатов. Конструкция здесь такова, что от утечек избавиться невозможно, а течь есть чему.
Для охлаждения салонного воздуха используется тепловой агент, который последовательно изменяет давление в системе и переходит из газообразной фазы в жидкую и обратно.
При каждой смене состояния он принимает или отдает тепловую энергию, что при расширении газа со сбросом давления дает мощный охлаждающий эффект. Остается лишь реализовать его при помощи салонного теплообменника – радиатора кондиционера, он же испаритель.
Прочитай: Зачем зимой включать кондиционер в машине
Сам тепловой агент представляет собой специальный газ – фреон. Это углеводородный состав, они бывают разными, сильно отличаются от их аналогов в холодильных установках, при этом обладают сильной текучестью.
А вот обеспечить полную герметичность в автомобильном оборудовании сложно, поэтому нормальной считается потеря примерно седьмой-восьмой части от полной заправки за год, и это в случае нового и исправного автомобиля.
Хуже всего, что при этом теряется и масло, которое циркулирует по системе, обеспечивая сохранность всех деталей.
Отсюда вытекает примерная периодичность обновления заправки – этот срок составляет от года до трех. Иначе аппаратура потеряет эффективность и станет работать в режиме ускоренного износа.
Оборудование для заправки кондиционера
Мало знать теорию вопроса, для обслуживания климатической системы потребуется набор оборудования, от самого примитивного до профессионального.
Автоматическая станция
Автоматическая заправочная станция необходима, если подразумевается профессиональное обслуживание автокондиционеров.
Она работает по встроенной программе, роль мастера заключается лишь в подключении к штуцерам и вводе данных по конкретному автомобилю. Далее начинает работать автоматика, в которую входят:
- насосы, датчики, магистрали и манометры;
- устройства определения перекачиваемых масс;
- баки для масла и фреона;
- управляющий компьютер и панель оператора.
Выполняются все необходимые функции и операции:
- откачка и очистка фреона;
- вакуумирование системы;
- контроль на герметичность;
- взвешивание необходимых объёмов масла и хладоагента по карточке автомобиля;
- промывка и заправка фреона, масла и тестового красителя;
- сервисные функции – обновление программного обеспечения, учет работы и распечатка результатов.
В большинстве случаев для работы на полном автомате даже не требуется высокая квалификация исполнителя, мастер участка необходим лишь при возникновении потребности в ремонте и прочих нештатных ситуаций, во всех прочих качество обеспечивается автоматически.
Комплект для заправки кондиционеров
Минимальный комплект заправки образует ручную станцию. Здесь присутствует лишь необходимый минимум – компрессор, манометры, баллоны и простейший ручной пульт управления.
Выполняется отбор фреона и масла, вакуумирование и последующая заправка до определенного давления.
Набор для самостоятельной заправки кондиционера
В некоторых случаях возможна заправка своими силами. Используется баллон с готовым фреоном, манометр и шланг с краном и штуцером.
Главная задача экономии (которую нельзя одобрить, работать нужно на хорошем оборудовании и при соблюдении всех правил, но в жизни всякое бывает) – избавиться от дорогостоящего вакуумного насоса и метрологического оборудования.
Есть альтернативные методы очистки и контроля нужного количества заливаемых компонентов.
Как заправить автокондиционер: пошаговый алгоритм
Надо иметь в виду один момент – полностью заправить и обслужить систему без полного комплекта оборудования, включающего вакуумный насос, невозможно.
Можно просто добавить фреон, разными способами контролируя его количество, но для этого система должна иметь уже необходимое давление и быть исправной и герметичной, только тогда некоторые этапы можно и пропустить.
Подготовительный этап
Штуцеры очищаются от грязи и подключаются к разъемам заправочной станции. Автомобиль запускается и прогревается с включенным кондиционером, если это возможно, чтобы установить нужные показатели давления в разных точках. Производится откачка старого теплоагента.
Вакуумирование
При помощи вакуумного насоса система полностью «проветривается» и освобождается насколько это возможно от атмосферного воздуха и воды.
Длительность операции – не менее 15 минут. Затем делается небольшая пауза и процесс повторяется. Перед заправкой лучше выдержать перерыв около часа.
Заправка хладагента
В систему заливается новый фреон и масло в нужных количествах. Используются максимально качественные материалы. Ни в коем случае не случайные или используемые в стационарных холодильниках.
Некачественный фреон и непригодное масло разрушат всю систему, к тому же существует опасность воспламенений и взрывов.
Меры предосторожности
Необходимо позаботиться о своей собственной безопасности и безвредности операции для оборудования автомобиля. В первую очередь надо использовать только разрешенные материалы. Обычно это фреон R-134а и специальное масло типа PAG.
Никакие другие в среде фреона работать не смогут. Существует и более экологичный фреон R1234yf, предписанный на многие автомобили, но он еще опаснее и требует усиленного контроля за количеством.
Это надо знать: Как выбрать масло в компрессор кондиционера и не навредить системе
Заправка требует точных замеров массы компонентов. С одной стороны, перелив опаснее недолива, но малое количество ведет к быстрым отказам. Можно поставить баллон на весы и таким образом отследить массу, но лучше все же воспользоваться услугами СТО с автоматической станцией.
Уход за кондиционером
Обслуживание при эксплуатации сводится к регулярным включениям кондиционера не реже раза в месяц даже зимой, для этого автомобиль должен быть полностью прогрет, чтобы включилась муфта компрессора, а также к внешней очистке радиаторов конденсора и испарителя.
При первых признаках недостаточной эффективности работы машина должна отправляться к автоматической станции для замены фреона и масла с вакуумированием системы.