В большинстве случаев в автомобилях применяется формованная панель потолка, обтянутая мягким обивочным материалом. По мере загрязнения, деформации и накопления прочих дефектов эта крыша салона теряет привлекательность и требует обновления. Процесс по привычке называют перетяжкой потолка.
Из-за чего в машине начинает провисать потолок
Прямого механического воздействия панель не испытывает за редким исключением, если не считать повреждений при ДТП и срабатывания подушек, поэтому каркас сохраняет изначальную форму, но вот обивочный слой приходит в негодность.
Попытки химчистки или иных воздействий идеальный результат не принесут, ткань надо заменить. Менять же всю крышу при этом необходимости нет.
Прочитай: Чем почистить потолок салона автомобиля без разводов
Причин провисания обивки множество:
- температурные перепады, условия эксплуатации автомобиля предусматривают промораживание салона на зимних стоянках и тяжелый перегрев летом на солнце при закрытых дверях и окнах;
- аналогичные неприятности по влажности, она может меняться от нулевой до стопроцентной, причем с выпадением конденсата, мало какой материал способен это долго выдерживать;
- внедрение в поры всевозможной грязи, включая химически активную, в машине могут много курить, зимой из отопителя в воздух салона попадают очень агрессивные вещества, даже простая химчистка подразумевает протекание реакций с выделением непредсказуемых соединений;
- обивка лежит на мягком подслое, который и сам по себе может разлагаться со временем, вспененные пластики – не самое долговечное вещество.
В результате потолок приобретает вздутия, морщины и отслоения, маловероятно, чтобы всё это случайно создало эффект дизайнерской драпировки.
Возможен ли локальный ремонт
Теоретически можно выделить пострадавшие участки и подремонтировать их «мелкоямочным» способом. Но ничего хорошего даже в краткосрочной перспективе из этого не получится.
Сохранить ровную поверхность мягкого материала типа поролона, расположенного между тканью и каркасом маловероятно. Даже если обивка будет закреплена и натянута, нежелательный рельеф неизбежен.
Радикальный и при этом оптимальный по затратам времени и средств способ один – снятие панели потолка и перетяжка его новым материалом с заменой при этом мягкого слоя на каркасе.
Технология перетяжки потолка в автомобиле
Процедура особых сложностей не составит, вполне достаточно для самостоятельного выполнения работать аккуратно, стараясь не наносить непоправимых повреждений на всех этапах. Неизбежные огрехи в таком случае можно устранить и далее не повторять.
Демонтаж потолка
Особенно вышесказанное касается процедуры снятия панели с автомобиля. Конкретный порядок действия зависит от модели, но есть определенные общие моменты.
Например, под панелью могут располагаться жгуты электропроводки, которые нельзя повреждать, а после окончания уложить на отведенное место и правильно закрепить.
Тебе надо знать: Как бороться с влажностью и сыростью в салоне автомобиля
Есть и более ответственные моменты, например с расположенными там же подушками безопасности. Будут мешать и дополнительные элементы, плафоны освещения, органы управления электронными блоками, люки в крыше, накладки стоек кузова.
Всё это надо снять, стараясь не повредить пластиковый крепеж, хотя его несложно приобрести по образцам или с использованием номеров из каталога. Но проще проявить аккуратность и специализированный инструмент для работы со всевозможными клипсами.
Для выполнения процедуры окончательного снятия потолка не стоит пытаться его деформировать. Можно снять или разложить сиденья, даже демонтировать мешающую дверь.
Важно не сломать каркас, для чего работать лучше вдвоем, придерживая частично снятую деталь.
Очистка каркаса от старого поролона
Мягкий подслой после удаления обивочной ткани останется на каркасе. Его убирают механическим путем, ручным скребком. Усилия прилагать не надо, работая постепенно и проявляя терпение.
Желательно защитить органы дыхания, это очень вредная пыль. Новый слой поролона имеется на обивочном материале.
Очищенный каркас подготавливается, зачищается наждачной бумагой и подклеивается эпоксидным компаундом до ровной поверхности. Именно она станет основой для внешнего вида в конечном результате.
Принцип тот же, что и в покраске кузова, никакие краски и лаки не скроют огрехов в подготовке поверхности.
Выбор материала
Материал должен быть не случайным, как бы он хорошо ни выглядел, а специально предназначенным для обтяжки потолков. Слишком много требований к нему предъявляется, в том числе и по безопасности.
Что же касается фактуры и состава, то выбор широк. Это обивочная кожа, натуральная и все виды искусственной, включая алькантару, карпет, и даже экзотика в виде не очень технологичного, но эффектного, флока. Приобретается по вкусу владельца, но с учетом цены, богато исполненные материалы и стоят немало.
Какой выбрать клей
Клей может быть универсальным, типа старого проверенного «88» или специализированным, применяемым в конкретных целях.
Это может быть термоклей, удобный по краям каркаса, хлоропреновые и полиуретановые составы. Наносятся кистью или в виде спрея.
Важно убедиться, что выбранный клей совместим с применяемым материалом обивки. Для этого надо проконсультироваться в торговой организации, обычно подобные товары стараются продавать в виде линейки или комплекса.
Квалифицированные рекомендации имеются на сайтах производителей.
Оклейка каркаса тканью
Очищенный и подготовленный каркас проклеивается от центра к краям, постепенно нанося клей, прикладывая выкроенную ткань и натягивая её, чтобы избежать складок.
Тщательно прорабатываются изгибы поверхности, особенно с малым радиусом кривизны. Края подгибаются, подклеиваются и затем обрезаются.
Основные ошибки
Хуже всего, если будет выбран случайный и неподходящий клей. В лучшем случае он не удержит обивку и придется повторять процедуру. Плохо, когда со временем от его запаха в машине будет невозможно находиться.
Работать с клеем надо строго по инструкции, если его пересушить в процессе обтяжки, он не удержит ткань.
Если поспешить, то обивка плохо ляжет, образуются пузыри и складки, а при неправильном раскрое, без необходимого запаса, материала может не хватить на края каркаса.
При плохой подготовке поверхности возникнет нежелательный рельеф, а если работать без перчаток или грязными руками – еще и малохудожественная раскраска.
Стоимость работ
Никаких особых инструментов или оборудования не потребуется, поэтому своими руками будет дешевле в любом случае.
Если делать самому
Цена вопроса складывается из затрат на материал и клей. Прочие расходники стоят совсем недорого. Сэкономленные на обращении в автосервис средства можно вложить в более дорогую и эффектную обивку.
Цены на возможные варианты могут отличаться в несколько раз. Вплоть до электронных потолков типа «звездного неба».
Если обратиться к профессионалам
Работа мастеров также зависит от сложности, а она разная для дешевых материалов и различных вариантов кожи.
Можно ориентироваться на цену комплексной услуги с монтажными работами и починкой каркаса от 10 тысяч рублей до 50-100. Многое зависит и от региона.