Идеальный способ доступа к нижней части автомобиля для ремонта или хотя бы для смены колеса – это гидравлический подъемник СТО. Но на обездвиженной машине туда не попасть без дорогостоящего эвакуатора. С завода в каждый багажник укладываются домкрат и простейший инструмент. Не всегда надежные средства, поэтому стоит подумать об альтернативных методиках отрыва кузова и колес от земной поверхности.
Содержание статьи:
- 1 Как можно поднять автомобиль для замены колеса
- 1.1 Деревянные подставки
- 1.2 Самодельная эстакада
- 1.3 Вывес колеса с помощью стоек
- 1.4 Другие способы
- 2 Соблюдение техники безопасности
Как можно поднять автомобиль для замены колеса
Масса даже самой малогабаритной машины намного больше тонны, особенно с грузом, поэтому во всех способах главное – безопасность.
Прочитай: Как самому разбортировать колесо за несколько минут
Именно с этой точки зрения стоит рассматривать все приемы работы с нештатными средствами. Приходится также учитывать возможное количество задействованных помощников и их физические способности, а в качестве типового источника проблемы представить себе пробитое в дороге колесо, которое надо сменить на запаску.
Деревянные подставки
Дерево обладает достаточной прочностью, при этом низкой твердостью, малой удельной массой и высоким коэффициентом трения по металлу. То есть это хороший материал для изготовления подставок.
Подставки потребуются для нескольких целей:
- когда надо вывесить не одно колесо, а ось автомобиля или даже машину целиком, столько надежных домкратов с собой возить никто не станет, а хранить домкраты российского производства в гараже можно, но занимают полезное место;
- подставки нужны для подмены ими домкрата, даже если он исправен, работать при опоре на него категорически недопустимо, исключение – специальные механические винтовые домкраты от грузовиков, редкие и массивные;
- когда хода домкрата не хватает, и машину надо поднимать в несколько приемов;
- подъем производится подручными средствами и его надо зафиксировать после отрыва колеса от дороги.
Изготавливаются подставки самостоятельно, в качестве материала удобно использовать поленья типа пеньков, а также сборные конструкции из досок, скрепленных длинными гвоздями или саморезами.
По прочности можно сказать, что она выбирается с заведомым запасом, ибо речь идет о безопасности.
Самодельная эстакада
Стационарную эстакаду найти сложно, но можно изготовить её из металлической арматуры, труб или профилей, располагая отрезной машинкой и сварочным аппаратом. Использование болтового крепежа займет много времени, но не все имеют доступ к сварке.
В крайнем случае пирамидальную эстакаду можно сделать из тех же досок, но прочность будет обеспечена только за счет больших габаритов конструкции. Проще работать с металлом.
Это интересно: Что такое турботаймер и есть ли от него толк
Угол наклона односторонней эстакады должен позволять закатить на нее машину своим ходом или усилием нескольких человек. Для уверенного подъема машины длина составит около двух метров.
При помещении машины на нее произойдет диагональное вывешивание кузова, что позволит оторвать от поверхности одно из двух противоположных колес. В зависимости от развесовки автомобиля по осям, заезжать придется передним или задним ходом.
Готовые мобильные эстакады имеются в продаже. Наличие двух штук под колеса одной оси станет неплохой альтернативой смотровой гаражной яме.
Вывес колеса с помощью стоек
Стойки представляют собой регулируемые по высоте металлические опоры, аналогичные описанным деревянным подставкам, но гораздо более удобные в работе.
Они всегда имеются в продаже, их очень желательно иметь в гараже даже при наличии смотровой ямы. Прочность и широкий диапазон регулировки по высоте позволяют устанавливать их как по сторонам кузова, так и под раму или поперечины, вывешивая сразу всю переднюю иди заднюю часть автомобиля на одной стойке.
Это неустойчиво и не очень надежно, но часто используется, поскольку такая фиксация кузова в трех точках вполне безопасна, если не прикладывать к нему излишних усилий. Аналог такой стойки – уже упомянутый винтовой домкрат от грузовика.
Не рекомендуется применять гидравлические стойки. Они широко используются профессионалам СТО, но там люди обучены технике безопасности и не доверяют гидравлике.
Она всегда должна быть подстрахована на случай аварийной потери герметичности гидроцилиндра.
Другие способы
Изобретательность водителей особенно обостряется в безвыходных ситуациях:
- стоящее на грунте колесо можно просто подкопать, предварительно оперев кузов на прочную подставку;
- использовать рычаг из длинной доски с опорой на подставку, после чего кузов фиксируется по мере отрыва колеса, потребуется помощник;
- коллективными усилиями нескольких человек вполне возможно, раскачав машину, приподнять один из углов кузова;
- изготовить эрзац-эстакаду из прочной доски и подставки, направив на нее машину своим ходом, кратковременное движение на спущенном колесе не повредит покрышку;
- даже частично неисправный домкрат может приподнимать кузов на небольшое расстояние, можно сделать несколько приемов, подкладывая доски или кирпичи последовательно под машину и домкрат;
- если колесо спускает медленно, то можно его подкачать, упереть подставку в рычаг подвески, после чего снова стравить давление, сплющенное колесо несложно снять, а новое установить с выкрученным вентилем.
Помощь других водителей, имеющих домкрат, также не исключается.
Соблюдение техники безопасности
О необходимости запаса прочности у всех приспособлений, специально предназначенных и подручных, уже говорилось. Слабыми местами у досок могут стать нагрузки между волокнами древесины, места расположения сучков и подгнивших участков.
Кирпичи при всей их твердости легко крошатся и трескаются, особенно под локализованными нагрузками.
В любом случае при работе надо постоянно иметь в виду возможное падение кузова. Если не располагать под ним никакие части тела, то, не ослабляя внимания, можно обойтись лишь погнутыми щитками тормозных дисков.
Обычно для страховки под машину подкладывают снятые или запасные колеса, а также другие крупные и прочные предметы. И обязательно под каждое колесо ставятся противооткатные упоры с двух сторон, вне зависимости от исправности ручного тормоза.