На старых машинах замок зажигания служил фактически для проверки совпадения чисто механической нарезки жала ключа с конфигурацией подпружиненных цилиндриков и прорези в личинке, что-то похожее используется во многих замках от дверей квартир. Если всё совпадало, то ключ можно было провернуть, а с ним была связана контактная группа, включающая зажигание и стартер. Слишком просто, чтобы быть надёжной защитой от угона дорогостоящего автомобиля. Пришлось принять дополнительные меры, тем более, что электроника уже достигла нужной степени совершенства.
Предназначение чип-ключа в машине
Чип в ручке способен обмениваться информацией с ответной частью системы защиты, расположенной в автомобиле. Она передается по радиоканалу ближнего действия, частоты обмена и протоколы синхронизированы.
Происходит проверка кодов чипа и блока (иммобилайзера), после чего при совпадении формируется программное разрешение на запуск двигателя. Если коды не совпадут или вообще не поступили, иммобилайзер блокирует работу стартера, запуск, или может завести двигатель, но тут же его заглушить.
Работа угонщиков сильно затрудняется, но при утере ключа аналогичные сложности ожидают и хозяина машины.
Тот же чип может выполнять и иные функции. Есть контроллер, кнопки управления и защищённый канал связи, значит можно дистанционно управлять оборудованием автомобиля.
Открывать замки, запускать мотор и делать всё то, к чему давно привыкли владельцы автомобилей с установленной сложной охранной системой, она же сигнализация.
Как работает Иммобилайзер в машине
Только электронный ключ производится вместе с автомобилем, а значит работает гораздо надёжнее и не требует постороннего вмешательства в штатную электронику.
При таком уровне защиты даже механическое жало (стебель, лезвие) уже становится аварийной опцией и для эксплуатации не требуется. Достаточно иметь нужный чип при себе, машина сама откроет двери хозяину, а мотор запускается кнопкой.
Виды ключей противоугонных комплексов
По мере развития техники кодирования и связи исполнение ключей менялось:
- брелок иммобилайзера отдельно от ключа, обычно помещался на той же связке и считывался антенной, размещённой в замке или поблизости;
- интегрированный в рукоятку чип иммобилайзера, принцип действия тот же, но более удобен в использовании;
- использование смарт-карты без лезвия, её можно поместить в специальную прорезь панели, а двигатель запускать и останавливать при помощи кнопки;
- та же карта, но её можно носить в кармане, никуда не вставлять, по ней машина опознает владельца, откроет ему двери и обеспечит доступ ко всем своим функциям.
Объединяет все устройства одно – имеется канал связи, работающий на расстояние от нескольких сантиметров до нескольких метров, по нему и передаются все секретные коды.
Если ключа нет, то придётся менять всю систему управления двигателем, которая, не получив разрешения от иммобилайзера или не обнаружив его присутствия, работать откажется.
Когда может понадобиться дубликат ключа
При утере или отказе ключа можно воспользоваться вторым, прилагаемым к машине. Но не всегда он имеется, к тому же лучше иметь дубликат, а не оставаться с единственным вариантом доступа.
Поэтому даже после открытия машины и проведения связи с ответной частью надо организовать изготовление и прописку еще одного ключа.
Как сделать дубликат ключа с чипом самостоятельно
Распространённый вариант электронного ключа содержит механическое жало, транспондер (колбу) иммобилайзера с катушкой связи и печатную плату контроллера со всем программным обеспечением. Всё это надо согласовать с блоками машины.
Создание копии лезвия
Изготовление нового жала принципиально не отличается от всех прочих случаев вытачивания новых ключей по образцу. Это легко выполняют в мастерских, имеющих соответствующее оборудование.
Разве что цена будет выше, чем для дверных замков. Могут сделать копию по имеющемуся образцу или придется демонтировать личинку замка зажигания, что не всегда просто, особенно если нет ключа.
Установка новой колбы с чипом в корпус ключа
Новая колба приобретается точно такая, которая подходит к данной модели автомобиля. Необходимые данные можно найти из таблиц, имеющихся в сети, но проще обратиться за информацией к дилеру, у которого и приобретается ремонтный транспондер.
Это интересно: Как включить и настроить запуск авто с брелока
Далее «чистую» колбу необходимо прописать в системе, тут потребуется особый кабель связи и соответствующее программное обеспечение.
Считывание информации с оригинала и программирование нового чипа
В диагностической программе дилерского типа, а они продаются не только дилерам, существуют многочисленные аналоги, лишь бы они предусматривали функцию работы с имммобилайзером, установленной на компьютер, уточняется совместимость данной колбы.
Если всё нормально, то остаётся только прописать ключ, то есть транспондер (колбу).
Программа считывает содержимое памяти приборной панели (иммобилайзера) в виде файла дампа, откуда и извлекает секретный логин (цифровой код) IMMO.
Далее этот логин вводится в подпрограмме прошивки болванок, там же указывается количество программируемых транспондеров, оно ограничено.
Включается адаптация, погасание лампы иммобилайзера означает, что чип успешно прописан. После выключения/включения зажигания можно аналогично прописать и остальные транспондеры.
В более сложных случаях придется обращаться к профессионалам. Единого рецепта на все марки и модели машин не существует, все методики прописки новых чипов иммобилайзера не унифицированы.
Но общий принцип у всех примерно совпадает – покупка чистой «болванки» и прописка её в системе. То же потребуется и при заменах блока иммо, приборной панели, ЭБУ двигателя и некоторых других блоков.