Эксплуатация » Плавают обороты холостого хода на горячую: причины и решение проблемы

Режим холостого хода (ХХ) автомобильного двигателя при отпущенном акселераторе и нейтральном положении трансмиссии на всех моторах, кроме самых старинных, регулируется отдельными устройствами и должен быть стабилен. Тем более у полностью прогретого двигателя, когда созданы все условия для правильного дозирования топливной смеси.

Как определить, что обороты холостого хода стали плавать

Циклические или хаотичные изменения скорости вращения хорошо заметны по реакции стрелки тахометра или на слух. Любые заметные колебания недопустимы. У старых карбюраторных моторов или дизелей без электронного регулирования возможны скачки оборотов при смене нагрузки.

Загляни сюда: Как определить масложор в двигателе за 5 минут

Здесь нагрузкой следует считать не только задействование трансмиссии. У двигателя имеются навесные агрегаты, потребление энергии которыми не носит постоянный характер. Это могут быть:

  • электрика, меняющая потребление энергии от генератора, тем самым нагружающая его ременный привод от шкива коленвала;
  • аналогичная переменная нагрузка со стороны насоса гидроусилителя руля при его вращении;
  • нажатие тормозной педали, вызывающее срабатывание усилителя тормозов;
  • включение компрессора кондиционера климатической системы;
  • изменение температуры двигателя.

В современных моторах присутствует обратная связь через датчик положения коленвала. Электронный блок управления (ЭБУ) замечает разницу между заданными в программе и реальными оборотами, после чего подачей дополнительного воздуха, топлива, или изменением момента опережения зажигания выравнивает ситуацию.

Но если в системе имеются неисправности, то диапазона регулирования не хватает, или контроллер не успевает отработать быстрые изменения, двигатель меняет обороты, вибрирует и подёргивается.

Из-за чего на прогретом моторе высокие обороты

Можно обобщить причины роста оборотов для всех моторов. Это изменения состава смеси, проблемы с зажиганием или механической частью.

 Чем отличается крутящий момент от мощности

Конкретизировать неисправности следует для каждой организации рабочего процесса, примитивного распыла бензина в карбюраторе, контролируемой подачи в электронной системе впрыска или топливных узлах дизельного двигателя.

Карбюраторный ДВС

Отличительной особенностью таких ДВС является отсутствие обратной связи по оборотам. Карбюратор выделяет определённое количество смеси по признакам скорости потока, проходящего через него воздуха.

Скорость эта зависит от частоты вращения, но точной реакции на все факторы ждать не приходится. Мотор может сбросить обороты от любой нагрузки в виде неисправности или подключения потребителей, а компенсация не предусмотрена.

Возможна и обратная ситуация, когда обороты велики, но система холостого хода карбюратора может отреагировать единственным образом – ещё больше добавить смеси, поддерживая эти увеличенные обороты. Поэтому на скорость вращения влияет практически всё.

Единственная возможность коррекции – вручную подрегулировать карбюратор, что многие и делают, не вникая в суть происходящего. Например, приоткрывают дроссель при падении оборотов, отчего работа теряет стабильность.

Чаще всего работа автономной системы ХХ нарушается из-за засорений в карбюраторе. Попытки отрегулировать ведут к нестабильной работе и резкому росту содержания вредных веществ в выхлопе, а на ходу мотор может заглохнуть в самый неподходящий момент. К счастью, карбюраторных двигателей уже практически не осталось.

Инжектор

Заметив возрастание оборотов, ЭСУД отдаст команду на их уменьшение. Будет прикрыт воздушный канал штатным регулятором, но его возможности ограничены.

Типовая ситуация – поступление лишнего воздуха в обход канала регулирования. Система добавит соответствующее количества бензина, обороты возрастут. Исправить ошибку невозможно, канал ХХ и так полностью закрыт.

Появится сигнал об ошибке, контроллер перейдёт в аварийный режим поддержания повышенных оборотов, поскольку остановка двигателя небезопасна.

Дизельный мотор

Дизели также бывают разные, от простейших топливных систем с механическими насосами, до современных, управляемых электроникой по сигналам многочисленных датчиков, но основа всего – расход воздуха, замеряемый ЭБУ.

Частая причина нарушений заключается в клапане рециркуляции, призванном подавать часть выхлопа обратно на впуск. Условия, в которых он работает, способствуют загрязнению и отказам.

Возможны и иные виновники, насос высокого давления, датчики, регуляторы, впускная магистраль, форсунки. Нужна сложная диагностика.

Способы решения проблемы

Устранить нарушение обычно несложно, больше времени тратится на её поиск из-за многообразия причин.

Датчик массового расхода воздуха

ДМРВ может выдавать искажённые показания, внося погрешность в вычисления ЭБУ. Последний способен легко парировать обман, но обычно в небольших пределах.

Дальше он просто отключит очевидно неисправный датчик, начнёт регулирование по показаниям всех прочих, увеличит обороты ХХ и выставит код ошибки.

Неисправный ДМРВ проверяется по данным сканера в разных режимах, его сигнал должен соответствовать типовому набору. То же можно сделать и мультиметром, но не во всех моторах. Датчик подлежит замене. Иногда удаётся его промыть и восстановить, но не всегда стоит на это надеяться.

Датчик РХХ

На самом деле это не датчик, а исполнительный механизм. Состоит из воздушного клапана, управляемого шаговым электродвигателем.

Проблемы случаются из-за загрязнения привода, дроссельного узла, где установлен регулятор в байпасном канале, а также механического износа. РХХ меняется на новый, а дроссельный узел подлежит снятию и полной промывке.

ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки может иметь конструкцию в виде простейшего потенциометра с угольной дорожной и ползунком. Этот механизм со временем протирается и начинает выдавать обрывы и погрешности.

Стоит недорого, легко диагностируется сканером и быстро заменяется. Иногда удаётся восстановить работу регулировкой положения, чтобы закрытая заслонка выдавала чёткий ноль на ЭБУ.

Дроссельная заслонка

Канал подачи воздуха с дросселем часто загрязняется, после чего заслонка полностью не закрывается. Это равносильно лёгкому нажатию на педаль газа, что ведёт к росту оборотов.

Причём ошибка не выдаётся, поскольку ДПДЗ также сигнализирует о небольшом открытии. Решение – мойка дроссельного патрубка очистителями. Иногда то же случается из-за износа. Тогда узел в сборе заменяется.

Датчик температуры двигателя

Состав смеси зависит от температуры мотора. Когда соответствующий сенсор работает с большой погрешностью, ЭБУ фиксирует это как недостаточный прогрев, добавляя обороты ХХ.

Сравнив реальную температуру с показаниями сканера, можно выявить и забраковать ДТ, после чего всё решается недорогой заменой.

Впускной коллектор

Весь впускной тракт должен быть герметичным, поскольку в нём при закрытом дросселе имеется разрежение. Любые неплотности в прокладках или материале деталей ведут к подсосу неучтённого воздуха, перебоям и росту оборотов.

Необходима диагностика при помощи дымогенератора или углеродного теста, то есть проливанием подозрительных мест горючими спреями.

ЭБУ

Редко, но случаются ошибки ЭБУ, от старости или попадания воды в его герметизированную конструкцию. Блок можно восстановить пропайкой у специалиста, чисткой контактов и заменой элементов.

Но часто его просто заменяют на новый или заведомо исправный с автомобильной разборки. Реально отказы ЭБУ ведут к более серьёзным проявлениям, чем рост оборотов.

Ездить с повышенными оборотами нежелательно. Это аварийный режим, который может привести к новым поломкам в двигателе. Но добраться до места ремонта вполне допускается своим ходом.