Слушать радиоприемник в автомобиле во времена повсеместного распространения мобильного интернета станут далеко не все. Гораздо проще найти в сети через встроенную мультимедиа нужную запись или канал любой радиостанции. Но ситуации, когда старое радио предпочтительнее, еще существуют. И в новых условиях к нему начинают применять нереальные раньше требования по стабильности и качеству приема. Штатные и вновь установленные магнитолы с этим не всегда справляются.
Почему плохо ловит радио в машине
Признаки плохого приема всем хорошо известны. Некоторым даже еще со времен прослушивания диапазонов длинных, средних и коротких волн.
Сейчас слушают так называемые FM-станции. Они отличаются тем, что работают на ультракоротких волнах в режиме частотной модуляции. Это гарантирует качественный прием в зоне уверенной досягаемости.
За исключением случаев:
- выхода из этой зоны;
- наличия особо сильных помех;
- неисправностей приемной аппаратуры.
К последней относятся также антенны и соединительные кабели.
Антенна
Антенна преобразует энергию электромагнитной волны в электрический сигнал. Для этого она должна быть соответствующим образом настроена, то есть иметь геометрические параметры, оптимальные для данного диапазона частот (частота и волна это примерно одно и то же, только с ростом одного уменьшается другое).
Прочитай: Как установить подогрев руля самостоятельно
Если при создании антенны этому не было уделено внимания, то и принимать сигнал она будет плохо. Одной и той же мощности волны будет соответствовать меньшая амплитуда выходного сигнала у той антенны, которая не настроена.
Работать она будет, но по мере увеличения расстояния от передатчика прием будет все хуже и хуже, пока совсем не прекратится.
Составной частью антенны является фидер – это провод, соединяющий её с антенным гнездом магнитолы.
Правильный фидер должен быть из зкранированного коаксиального кабеля с точно подобранным волновым сопротивлением. Этим тоже многие пренебрегают.
Слабый радиосигнал
Радиоволны высокой частоты УКВ-диапазона уже довольно близки по свойствам к видимому свету, которые тоже является электромагнитными колебаниями, но гораздо большей частоты. То есть в городской застройке или на переломах рельефа местности сигнал будет ослабевать.
Это интересно: Три способа, как замкнуть стартер и завести двигатель
Многим это знакомо по сотовой связи далеко за городом, когда для разговора по телефону приходилось взбираться как можно выше.
Проблемы с радио-тюнером
Тюнер – это та электроника магнитолы, которая работает с усилением и преобразованием радиосигналов, то есть приемник без оконечного усилителя звука.
Ослабление роли радио-тюнеров в мультимедиа автомобиля приводит к экономии на них изготовителями. На платах остаются незаполненные радиоэлементами участки.
Чувствительность к слабым сигналам и надежность приема падают. Чтобы приобрести радио для постоянного прослушивания, надо тщательно изучить рынок и по отзывам подобрать головное устройство с наилучшим тюнером. Здесь часто приходится обращаться к уже устаревшим моделям.
Влияние посторонних устройств
УКВ ФМ диапазон неплохо защищен от помех, но полностью избавиться не получается. Особенно в автомобиле, где источники паразитных сигналов мощные и близко расположены.
Прочитай: Как установить планшет в авто вместо магнитолы и навигации
Заводской монтаж аппаратуры предусматривает защиту от всех помех, но при наличии неисправностей или после неквалифицированного ремонта посторонние сигналы «пролезут» в тюнер и усилитель.
Как непосредственно, в виде шумов, так и менее заметным способом, подавив автоматическую регулировку усиления приемника. На фоне мощной помехи полезный сигнал будет плохо слышимым.
Неисправные динамики
Динамики к радиоприемнику не относятся, это оконечное оборудование усилителя звуковой частоты, но некоторые виды их отказов, обычно это обрывы катушек, засорение магнитных зазоров и повреждение диффузоров, вполне имитируют отказ радио.
Разобраться легко – динамик будет аналогично хрипеть при работе от любого источника.
Как улучшить прием радиосигналов
Часть проблем вполне поддается устранению своими руками.
Замена антенны
Штатные антенны, а также кем-то бездумно установленные, часто подбираются по соображениям внешнего вида или стоимости, а не по коэффициенту передачи сигнала в данном диапазоне.
Устраняется это подбором другого изделия, лучше после консультации со специалистом по автозвуку с учетом конкретной ситуации.
Использование усилителя
Даже слабый сигнал плохой антенны или сильно погашенный расстоянием от передатчика во многих случаях можно усилить отдельным электронным устройством – антенным усилителем.
Примерно такой же имеется и в каждой магнитоле, но вдвоем они справятся лучше. Усилители также подбираются под диапазон частот, это узкополосные устройства, и весь спектр усиливать одинаково эффективно не могут. И это хорошо, усиливать заодно и помехи никому не надо.
К усилителю подходят антенный кабель и питание. Выводится сигнал аналогичным фидером к разъёму магнитолы. Желательно поставить хороший фильтр по питающему проводу или хотя бы несколько витков на кольце из высокочастотного феррита.
Замена магнитолы
Недорогие устройства могут вполне прилично работать с цифровым звуком, но плохо себя проявят при попытках относительно дальнего радиоприема. Теоретически возможно доработать тюнерную часть головного устройства, но вряд ли в этом есть экономический смысл.
Проще подобрать «голову» с хорошим приемником, о которой на профильных форумах имеются положительные отзывы, а в идеале – обратиться к специалисту, которые проверит заявленную чувствительность приемника измерительными приборами.
Если качество не соответствует характеристикам – аппарат можно вернуть в торгующую организацию и взять другой.