Несмотря на определённые преимущества дизелей, всё же большинство легковых автомобилей в мире используют в качестве топлива бензин. С одной стороны, так сложилось исторически, с другой – у бензомоторов есть свои неоспоримые достоинства. Как принципиальные, так и связанные с последствиями многолетнего развития техники и систем управления двигателями.
Чем отличается Бензиновый двигатель от Дизельного
Мало кого интересуют особенности тепловых циклов двигателей внутреннего сгорания, тем более, что они могут отличаться и внутри моторов бензинового семейства.
Поэтому главным признаком можно считать наличие искрового зажигания, а также, что вполне естественно, питание лёгким топливом – бензином.
Плюсы бензинового мотора
К таким двигателям привыкли как производители, так и покупатели автомобилей, во многом даже не оценивая плюсы и минусы. Однако их наличие требует изучения, возможно стереотипы не всегда правильно работают.
Малошумный
Наличие достаточно скромного порога детонационных свойств товарных бензинов заставляет снижать степень сжатия моторов, хотя от этого сильно зависит их КПД.
Положительной стороной можно считать относительно мягкое воспламенение и сгорание топлива, что позволяет малыми средствами гасить шум и вибрации.
Прочитай: Шумоизоляция двигателя и моторного отсека своими руками
В настоящее время есть две тенденции в развитии – повышение сжатия за счёт более тонкой организации горения и снижение из-за использования турбонаддува.
В результате КПД моторов возрос, но мягкость и бесшумность работы не просто сохранились, но и улучшились.
Нетребователен к качеству топлива
От бензина требуется многое, но главное – детонационная стойкость (октановое число) и фракционный состав (испаряемость). Температурные свойства редко сказываются, они играют роль лишь при крайних значениях диапазона.
Это контрастирует с требованиями к дизтопливу, где вынужденно вводят понятие сезонности, а также ряд особых качеств по примесям.
Быстрый прогрев
Обратная сторона низкого КПД – большое тепловыделение, что обеспечивает ускоренный набор рабочей температуры и возможность быстрого прогрева салона штатным отопителем.
В последнее время КПД вырос, двигатели, особенно турбированные, стали настолько же «холодными», как и дизели.
Недорогой ремонт
Топливная аппаратура гораздо проще дизельной, ремонт обходится почти на порядок дешевле. Прочие механические детали также не отличаются особыми требованиями, себестоимость запчастей низкая.
Работа мотористов занимает меньше времени, соответственно предложение специалистов выше, цены более приемлемые.
Хороший запуск в зимний период
Бензин хорошо испаряется, его легче поджечь. Соответственно проблем с зимним запуском куда меньше, при разумных температурах особых мер не требуется, двигатель запустится с первого включения стартёра без внешнего разогрева.
Простой в обслуживании
Регламентные работы можно проводить реже, поскольку они определяются сроками замены масла. Оно в бензомоторах меньше деградирует и почти не засоряется углеродными отложениями.
Простота топливной аппаратуры также сказывается. Достаточно сравнить сложные топливные фильтры дизелей, их насосы высокого давления и форсунки с бензиновыми аналогами, хотя применение прямого впрыска усложняет конструкцию и уменьшает разницу.
Стоимость
Цена мотора значительно ниже, чем у дизельного аналога. Особенно у последних поколений, оптимизированных скорее под экологию и отдачу, чем под долговечность.
Частично это компенсируется малым сроком службы слишком лёгких и компактных деталей.
Минусы бензинового двигателя
Конкуренция с дизелями, а в последнее время и с электроприводом, наглядно показывает все недостатки классического оттомотора.
Расход топлива
Теплотворная способность бензина плохо реализуется из-за теплового цикла, используемого в таких двигателях. Но его приходится применять из-за разнообразия режимов работы, все прочие больше заточены на стационарную отдачу, без разнообразия оборотов и крутящих моментов.
Низкий КПД
Данный недостаток имеется, но он всё больше уходит в прошлое. Это связано с появлением турбонаддува и гибридных автомобилей. Для них рабочий цикл модифицируется, а часто и меняется на другой.
Это интересно: Почему при нажатии на газ мотор не тянет
Можно сказать, что пока КПД ещё можно считать низким относительно дизелей, но пути его повышения намечены и уже реализуются.
Пожароопасный
Бензин – легковоспламеняющаяся жидкость. Это сказывается при неполадках в топливной аппаратуре, а особенно в случае ДТП с разрушением баков и топливных магистралей.
Попадание бензина на элементы выпуска вызовет немедленное воспламенение. А накопление паров в воздухе образует взрывоопасную смесь при определённой концентрации.
Склонен к перегреву
Низкий КПД особенно сказывается при больших нагрузках и отдаче максимума мощности. Возникает интенсивное тепловыделение, начинает не справляться система охлаждения, на которой принято экономить.
Особенно у машин с пробегом, где она засорена и корродирована. В жару необходимо следить за индикатором температуры.
Ресурс
Лёгкие и компактные детали поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма, а также подвергаемые ревизии для снижения массы блоки цилиндров в лучшем случае способны отработать чуть дольше, чем гарантируется производителем.
Завод не ограничен требованиями прочности, как в случае дизельного мотора, поэтому между ресурсом и себестоимостью может выбирать второе. И это мировая тенденция в двигателестроении.
Экологичность
Как ни странно, требования по экономичности и экологичности не могут выполняться одновременно. Компромисс решается в сторону показателей расхода, этого требует маркетинг. Чтобы удовлетворить и экологическое законодательство, приходится принимать специальные дорогостоящие меры по очистке выхлопа и управлению мотором.
Платит за всё потребитель, он же при этом получает неизбежные неудобства в реакциях мотора на нажатие акселератора, а расход оказывается хорош только в контрольном цикле, реалии работают против бюджета владельца.