Прежде надежность цепи была бесспорной, да и сейчас она все еще используется. Ведь ни холод, ни жара ей не вредят, она почти не растягивается, сохраняя одну и ту же длину на протяжении всего срока службы. А это значит, что и мотор с ней будет работать исправно.
Да, она при работе производит больше шума, чем ремень, но у современных автомобилей обычно хорошая шумоизоляция, так что это уже не проблема.
Но в погоне за большей вместительностью салона и легкостью мотора цепь стали делать более узкой. Прежде она могла быть в два-три ряда, а теперь – всего один. Как у велосипеда. И прочность такая же. А ведь замена цепи все равно стоит дороже, чем ремня. Дело в том, что находится она не снаружи, как ремень, а внутри, в масляной ванне.
Широкая цепь могла работать даже тогда, когда один ряд попросту обрывался. Нагрузка же на целую цепь оставалась достаточно равномерной, чтобы растяжение и порча оказывались заметными только тогда, когда и двигателю требовался капитальный ремонт. Однако чем шире цепь, тем длиннее должна быть головка блока цилиндров, да и сам блок. Все это занимало место, да и весило немало.
Но тонкая цепь стала попросту рваться, и теперь её ресурс стал сравним с ресурсом ремня, а конструкция – по-прежнему сложнее и массивнее. И да, замена будет стоить дороже.
Так почему же цепные приводы все еще существуют?
Есть и достоинства, хоть их немного. В первую очередь это все-таки защищенность от внешней среды. Ни пыль, ни вода, ни жара, ни холод на цепь не имеют никакого влияния.
Точность. Валы будут находиться в одном и том же положении на протяжении всего срока службы цепи, что благотворно скажется на работе двигателя. Даже на высоких оборотах. Цепь не проскакивает, не сбивает двигатель и не боится масла, скорее, наоборот.
Главный же недостаток ремня – это его уязвимость практически ко всем внешним воздействиям. И масло на него тоже иногда попадает. В остальном же он абсолютно бесшумен и легок. И мотор с ним имеет конструкцию не столь громоздкую, и замена проще.
Несмотря на уязвимость к факторам внешним, ремень меньше зависит от факторов внутренних. Например, ему достаточно механического натягивающего устройства, не требуется гидравлическое. Масла он с одной стороны боится, но он же от него и не зависит. В отличие от цепи, для которой важно качество смазочных материалов.
Что в итоге?
Ремень достаточно надежен, если его своевременно менять, но и у цепи есть свои достоинства в виде устойчивости к отдельным неприятностям. Нужно просто понимать, в каких условиях придется чаще пользоваться автомобилем.