Большинство автомобилистов подразделяет трансмиссии по типу коробки передач или скоростей, как это называлось раньше – на ручную или автоматическую. Но есть ещё один принципиальный момент в выборе текущей передачи, это прямое включение нужной скорости или последовательный их перебор по мере разгона или торможения. То есть секвентальный по иноязычной терминологии.
Устройство СКПП
Возможны разные схемы реализации принципа секвентальности.
Самые простые – это чисто гоночные прямозубые кулачковые МКПП, прочные, быстрые, но очень шумные. В них максимально просто устроены муфты выбора передачи, но при этом усложнен механизм управления.
От него требуется преобразовать два движения в одно – обычно в МКПП реализуется выбор штока переключения и направления движения муфты, первое поперечным перемещением напольного рычага, второе продольным.
Переход же на следующую передачу в одно качание вперед или назад, да еще с последующим быстрым возвратом в ноль требует сложного кулачкового механизма в кулисе.
Как диагностировать автоматическую коробку передач самостоятельно
Сцепление используется при трогании с места, и то не всегда, а выравнивание скоростей при зацеплении кулачковых муфт исполняет сам спортсмен педалью газа.
Для более гражданского применения разработаны секвентальные коробки с гидравликой или электросервомеханизмами в приводе переключения.
Для их управления уже не нужны мощные движения рычагом, достаточно качающегося селектора или даже подрулевых кнопок лепесткового типа. Почти всегда такие коробки предусматривают и автоматический режим, поскольку все необходимое для этого в них уже имеется.
Принцип работы
Коробки с электрическими активаторами называют роботами. Это обычные МКПП, но с управлением по проводам. Секвентальным в них остался только принцип ручного переключения вверх или вниз, когда отключен автомат.
Для сцепления также предусмотрен свой сервопривод, обеспечивающий плавность и синхронизацию с моментом двигателя.
Очень похожи на АКПП коробки типа SMG с гидравлическим управлением. Но если рассмотреть их изнутри, то скорее это обычная механика с исполнительными гидроцилиндрами.
Электронный блок работает через электрогидравлические клапаны, регулируя и перераспределяя давление общего маслонасоса.
Но действует оно не на фрикционные пакеты классической АКПП, а на синхронизированные муфты переключения четных и нечетных передач.
Когда одна включена, две соседние готовятся в зависимости от режима разгона или торможения. Работает единственное сцепление, этим SMG принципиально отличается от DSG.
Преимущества и недостатки
Если отвлечься от общих преимуществ автоматических коробок, связанных с электронным управлением всеми процессами, то преимущество у SMG одно – очень быстрая смена передач при разгоне. И обеспечивается это относительно недорого. Особенно все это было важно в спорте и на тяжелых грузовиках.
На гражданских автомобилях, в том числе и спортивных, но не чисто гоночных, разумнее использовать гидроавтоматы, вариаторы, а в особо быстрых машинах – преселективные КПП с двумя сцеплениями. Это чуть сложнее, но дает еще больше эффекта в сокращении времени разгона.
Отсюда и второй недостаток SMG (первый очевиден – иногда надо включить произвольную передачу) – возможности более современных трансмиссий значительно выше. Хотя и несколько дороже.
Где используются секвентальные КПП
Подобные коробки продолжают производиться и совершенствоваться. В первую очередь для автогонок, где давно управление трансмиссией свелось к двум лепесткам слева и справа от руля, работающим именно с секвентальной коробкой, а кое-где сохранился и рычаг, переключающий ступени по одной движениями на себя и от себя.
Выпускаются и более гражданские версии, но внедрение электроники и гидравлики все больше отдаляет трансмиссию от водителя.
Можно быстро включить любую передачу, но основное достоинство сохраняется – процесс переключения занимает десятки миллисекунд. При этом уже не надо сбрасывать газ или выключать сцепление, все отработается автоматически. Заодно будут исправлены грубые ошибки водителя.