Самой распространённой тормозной жидкостью для автомобилей можно считать изготовленную в рамках стандарта DOT-4. Это гликолевые составы с набором присадок, в частности, снижающими эффект поглощения влаги из воздуха.
Сколько времени хранится тормозная жидкость в упаковке
Производителю рабочих жидкостей по данным испытаний и наличию информации по химическому составу продукта, а также особенностям тары, лучше всех известно, в течение какого срока их товар безопасен к применению и полностью соответствует заявленным характеристикам.
Данные сведения приводятся на этикетке и в описании жидкости как гарантийный срок хранения.
Существуют общие ограничения по качеству упаковки и сохранности свойств тормозных жидкостей стандарта DOT-4. Они должны соответствовать требованиям класса после не менее чем двух лет с момента выпуска. Практически все товарные продукты известных производителей перекрывают этот срок.
Указывается гарантийное обязательство на сохранность в течение периода до начала эксплуатации от 3 до 5 лет. Металлическая упаковка считается более надёжной, чем пластиковая. В любом случае наличие плотной резьбовой пробки дублируется наличием пластиковой заклейки горловины тары под пробкой. Там же предусматриваются защитные знаки.
После вскрытия упаковки и удаления защитной плёнки производитель уже ничего не гарантирует. Жидкость можно считать введённой в эксплуатацию, а в таком режиме срок её службы не может превышать двух лет.
Причины снижения качества DOT-4
Основная проблема связана с гигроскопичностью состава. Это свойство жидкости впитывать влагу из воздуха.
Исходный материал обладает высокой температурой кипения. Тормозные цилиндры, которые связаны с колодками, при работе сильно нагреваются. В момент торможения в магистралях поддерживается очень высокое давление и жидкость не может закипеть. Но как только педаль будет отпущена, рост температуры может превысить расчётный порог, часть жидкости перейдёт в паровую фазу. Обычно это связано именно с наличием растворённой в ней воды.
Почему педаль тормоза стала мягкой после замены тормозных колодок
Температура кипения при нормальном давлении резко падает, в результате вместо несжимаемой жидкости тормозная система получит содержимое с паровыми пробками. Газ, он же пар, легко сжимается при минимальном давлении, тормозная педаль просто провалится под ногой водителя при первом же нажатии.
Отказ тормозов будет катастрофическим, от этого не спасут никакие дублирующие системы. После полного нажатия давление не сможет достичь величины, достаточной для удаления пара, поэтому не помогут и повторные удары по педали, обычно помогающие при завоздушивании или утечках.
Очень опасная ситуация. Тем более в случае, когда изначально была залита жидкость, уже не соответствующая требованиям стандарта. Она значительно быстрее доберёт дополнительную влагу, поскольку тормозная система не может быть идеально герметичной.
Как проверить состояние тормозной жидкости
Существуют приборы для экспресс-анализа тормозной жидкости. Особенно они распространены за рубежом, где, как ни странно, популярна операция проверки на состав вместо безусловной замены уже состарившегося содержимого тормозной гидравлики.
Доверять свою жизнь простому тестеру с неизвестными метрологическими характеристиками конечно же не стоит. Информацию можно считать полезной в меру. Но в реальности просто проводить операцию полной замены тормозной жидкости с промывкой и прокачкой, соблюдая все нюансы технологии.
Особенно это касается систем с ABS, где полностью удалить старую жижу можно только с помощью диагностического сканера с дилерским алгоритмом управления клапанами гидроблока в процессе работы. Иначе часть её останется в промежутках между нормально закрытыми клапанами.
Когда производить замену
Периодичность процедуры изложена в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к каждому автомобилю или доступной в сети. Но можно считать универсальным сроком 24 месяца между заменами.
За это время характеристики уже будут снижены, что может повлечь не только закипание, но и обычную коррозию деталей, не приспособленных работать при наличии воды.
Как правильно хранить ТЖ
Доступ воздуха и влаги через заводскую тару практически исключается, поэтому главное при хранении – не вскрывать пробку и плёнку под ней. Нежелательна и повышенная влажность при хранении. Можно сказать, что наихудшее место для сохранности расположено именно там, где запас жидкости обычно и держат – в автомобиле.
Исправная тормозная система, в которой вовремя производятся регламентные работы и замены, не потребует долива жидкости в экспресс-режиме, а компенсировать естественное постепенное снижение уровня можно и после поездок.
Если же уровень резко упал прямо во время движения, то придётся воспользоваться услугами эвакуатора и СТО, ездить с подтеканием ТЖ категорически нельзя. Поэтому и возить с собой начатую бутылочку, как многие поступают, нет никакой необходимости, а хранящаяся таким образом жидкость быстро приходит в негодность.
Лучше содержать её в покое, в темноте, при пониженной влажности и минимальных перепадах температуры, закупоренную заводским способом.