При ударах в результате ДТП кузов авто легко сминается, так как это очень непрочная часть. Причём сделано так искусственно, он обязан поглотить энергию столкновения, а не передавать её людям. К тому же равнопрочный во всех зонах кузов своей массой сделал бы автомобиль малоподвижным.
В каких случаях нужен стапель для ремонта авто
Наружные элементы кузова можно заменить или отрихтовать, но если затронуты части силовой структуры, то потребуется восстанавливать геометрию по контрольным точкам. Как говорят специалисты, вытягивать на стапеле, то есть в первую очередь нужен этот самый стапель.
Представляющий собой очень жёсткий и массивный каркас (платформу), снабжённую силовыми гидроцилиндрами с соответствующей арматурой.
Принцип работы
Чтобы выпрямить объёмную металлическую деталь, необходимо закрепить её в определённых точках, после чего приложить усилие к другим.
Прочитай: Как защитить кузов автомобиля анигравийной плёнкой
Отсюда формируется общая структура стапеля, обеспечивающая этот базовый принцип:
- усилие приспособления прикладывается между точками его крепления к кузову, а выпрямление обеспечивается приданием деталям обратной деформации, для чего жёсткость стапеля должна быть намного выше жёсткости кузова;
- в качестве силового элемента используются гидроцилиндры, развивающие очень большое усилие за счёт основного принципа гидравлики – давление преобразуется в силу нужной величины за счёт подбора площади поршней нагнетающего и исполнительного механизмов;
- создавать рабочее давление можно ручными или электрическими насосами;
- для крепления используются силовые зажимы, крюки, цепи и распорки.
Сам по себе стапель не выполнит поставленную задачу, очень важен опыт мастера. Надо представлять себе, где закрепить деталь и куда приложить усилие. Иначе можно усилить повреждения, а то и нанести серьёзные травмы себе и окружающим.
Существуют автоматические стапели (роботы), управляемые компьютером по специальным индивидуальным картам, но для работы с ними потребуется ещё больше знаний.
Виды стапелей
В зависимости от объёма и массы оборудования, а в основном от занимаемой площади и стоимости, стапели могут быть нескольких типов. Чем оборудование проще, тем меньший круг задач оно способно решать.
Подкатной
Самая простая конструкция состоит из рамы, подкатываемой под машину на роликах, узлов крепления к кузову за пороги, штанг и цепей с крюками. Усилие создаётся одиночным гидроцилиндром с ручным рычажным насосом.
Устройство универсальное, располагает множеством вариантов конфигурации.
Для большого количества случаев мелкого кузовного ремонта его вполне достаточно. Можно, например, вытянуть смещённую структуру передней или задней части автомобиля за лонжероны, стойки, рамку радиатора и фар.
Подкатной стапель себя оправдывает отсутствием необходимости готовить отдельное помещение и своей относительной дешевизной, но сложные ремонты ему не по силам, поскольку усилие ограничено прочностью рамы, а диапазон углов приложения и их количество – недостаточными размерами.
Напольный
Рельсы напольного стапеля монтируются в пол помещения. Это массивная и жёсткая конструкция. К ней через заложенные анкеры можно крепить стойки и прикладывать усилие к любым точкам и под любыми углами.
Высокая прочность и значительный рабочий объём позволяют выполнять сложные ремонты, одновременно вытягивая кузов по нескольким точкам в различных направлениях.
Как оцинковка кузова защищает автомобиль от коррозии
Можно максимально использовать память металла – свойство кузова наиболее охотно принимать именно изначальную заводскую форму.
Достаточно лишь немного перетянуть повреждение в противоположном направлении для фиксации достигнутого эффекта.
Рамный
Рамный стапель означает переход силовой структуры в вертикальное измерение. Обычно включает в себя и подъёмник, что позволяет работать максимально точно и эффективно.
Жёсткость обеспечивается рамой, к которой крепятся захваты, шарниры и силовые устройства.
Данная конструкция не отнимает у предприятия помещение, поскольку пользоваться подъёмником можно и для всех прочих работ с автомобилем, а рама практически этому не помешает.
Платформенный
Платформенный стапель – специализированное оборудование для правки кузовов и рам любых автомобилей, включая тяжёлые внедорожники.
В составе имеются гидравлические силовые башни, которые можно перемещать в любое нужное место, измерительная техника, устройства для перемещения неисправных автомобилей.
Последнее может быть обеспечено наклоном всей платформы, лебёдкой или компактным подъёмником.
Делать другие ремонты на платформе затруднительно, поэтому такой тип стапеля подразумевает узкую специализацию помещения. Но он же и максимально универсален в работе.
Как сделать кузовной стапель своими руками
При желании в гараже или мелком автосервисе можно изготовить достаточно универсальный стапель. Прежде всего выбрав его тип, то есть он должен быть передвижным или стационарным.
Последний более эффективен, но потребует усиление пола и стенок помещения, закладки дополнительных анкеров и силовых конструкций (швеллеров и рельс).
Если нет достаточного опыта, то конструктив лучше не изобретать, а воспользоваться одной из готовых конструкций из сети. Выбирая прежде всего степень мобильности, масса получится немалая.
В большинстве реальных случаев стапель становится стационарным вне зависимости от изначального замысла.
Работа для мастера, имеющего опыт сварки и резки металла, несложная. Потребуется большое количество листового и профильного металла, цепи, шаклы и крюки, а также зажимы, аналог обычных тисков.
Силовая гидравлика приобретается комплектом. Желательно предусмотреть также возможность проведения пространственных замеров. Для этого потребуются линейки, рулетки, штанги с зажимами, а также лазерные указки и уровни.