Существуют некоторые способы доработки автомобиля, которые почти никогда не используются автозаводами, но довольно популярны среди водителей. Один из них – обматывание элементов системы выпуска бандажом из стойкой к высоким температурам плетёной ленты. Делается это с разными целями и последствиями, как и всё в тюнинге, тема спорная, но популярная.
Для чего обматывать глушитель
Обычно преследуется несколько задач, среди которых каждый выбирает то, что ему по вкусу.
- Снижение температуры в подкапотном пространстве и под днищем автомобиля.
Здесь термолента работает как теплоизоляция термосного типа, обмен энергией между нагретыми стенками и окружающей средой максимально низкий.
Особенно это важно для моторного отсека, который плотно упакован критичными к высокой температуре деталями из пластика, резины, окрашенного металла и кузовного герметика.
Но и днище служит для крепления тормозных и топливных трубок, здесь же располагаются бензобак, иногда пластиковый топливный фильтр, кожух запасного колеса. Сюда же может набиться дорожная грязь или сухая трава, что грозит пожаром.
- Уменьшение уровня шума от выхлопной системы. Плетёная структура термоленты и её достаточная толщина эффективно гасит высокочастотные составляющие спектра, особенно дребезжащие нечётные гармоники, а также звон от подгоревшей начинки резонаторов и глушителей.
- Защита трубопроводов от грязи. Иногда эта функция работает в обратном направлении, сама лента начинает собирать грязь, которая потом пропитывается водой и служит инициатором коррозии. Сюда же можно отнести некоторую механическую защиту антикоррозийного покрытия труб выхлопа.
- Некоторое увеличение мощности. Чем ниже температура стенок труб и глушителей, тем быстрее остывают выхлопные газы.
По законам физики их плотность при этом увеличивается, а прокачивание их через все лабиринты гражданского выхлопа затрудняется.
Сопротивление газам растёт, наполнение цилиндров ухудшается, максимальная мощность падает. Эффект небольшой, но он имеется.
- Ускорение прогрева катализатора. Чем раньше он сможет достичь рабочей температуры, тем меньше будет выброс вредных веществ, которых особенно много в режиме прогрева мотора на обогащённой смеси. В прогреве нуждаются также и кислородные датчики по обе стороны катализатора.
- Уменьшение конденсации внутри труб при коротких поездках. Стенки медленнее остывают, водяные пары успевают выйти из глушителя наружу.
- Снижение вероятности образования ледяных пробок. Тот же конденсат способен накапливаться, после чего зимой замерзает вплоть до полной закупорки выпускного тракта.
Наибольший эффект даёт уменьшение излучения тепла под капот. Чем меньше объём пространства вокруг двигателя, тем это актуальнее.
Прочитай: Что в машине под капотом и как называются детали
Особенно важно охлаждение для турбированных двигателей. Если на атмосферник ставится турбина в порядке тюнинга, то термоизоляция обязательна.
Предназначение термоленты
Термолента должна обладать несколькими важными свойствами:
- хорошей теплоизоляцией, для чего её выполняют с применением стекловолокна и экранирования алюминиевой фольгой;
- высокой термостойкостью, температура тут легко может превысить тысячу градусов;
- удобством в укладке;
- эластичностью;
- шумоизолирующими свойствами;
- экологичностью, дешёвое асбестовое волокно повсеместно запрещено;
- приемлемой стоимостью, космические технологии на многое способны, но не всем доступны по цене.
Именно при помощи термоленты, бинтующей элементы выхлопа в виде бандажа и осуществляется термоизоляция системы выпуска.
Как самому намотать термоленту
При выборе термоленты надо отталкиваться от изучения рынка и предпочтения проверенных брендов. От продукции «низа рынка» можно ожидать любых неприятностей.
Перед употреблением лента пропитывается водой, становясь эластичной, а затем, по мере испарения, точно сохраняет форму и натяг на поверхности.
Первый виток закрепляется винтовым хомутом, после чего производится намотка с 50-процентным перекрытием витков. Последний виток задвигается под бандаж и тоже закрепляется хомутом.
Работать лучше на снятых деталях, качество обмотки повышается, заодно можно оценить их состояние и заменить при наличии сильной коррозии.
Плюсы и минусы теплоизоляции выпускного коллектора
Плюсы такой защиты выхлопа перечислены выше, а вот основным минусом становится нерасчётно высокая температура коллектора и труб.
Сталь может быстро прогореть из-за высокотемпературной коррозии, а чугунные выпускные коллекторы и так на большинстве машин склонны к растрескиванию, если же до предела затруднить их охлаждение слоем термоленты или высокотемпературного скотча, то долго они не проживут.
Не зря при тюнинге штатные коллекторы обычно меняют на относительно тонкостенные «пауки» из жаропрочных сортов нержавеющей стали.
Всё это, а также использование качественного изолирующего материала, очень сильно повлияет на цену проекта.
Какую термоленту выбрать
Оптимальная ширина ленты составляет примерно 50 мм. Её удобно наматывать, при этом сохраняется хорошая функциональность.
Состав автомобильной термоленты для глушителей – кремнеземные волокна, прочные и стойкие к очень высоким температурам.
Могут применяться титаносодержащие материалы или стекловолокно. Цветовые оттенки продукта – светлые или бронзовые.
Главное – не использовать дешевый материал, которые вызовет коррозию, ничего не защитит и быстро придёт в негодность.