Принцип жидкостной системы охлаждения двигателя предполагает отвод тепла в атмосферу с использованием радиатора. Нередко случается так, что он не способен эффективно справиться со своей функцией, тогда подключается вентилятор охлаждения.
Содержание статьи:
- 1 Предназначение вентилятора радиатора автомобиля
- 2 Виды вентиляторов
- 2.1 Механический
- 2.2 Гидромеханический
- 2.3 Электрический
- 3 Схема работы вентилятора в системе охлаждения двигателя
- 4 Основные неисправности вентилятора радиатора
- 5 Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке
Предназначение вентилятора радиатора автомобиля
Главной задачей вентилятора является недопущение перегрева двигателя. В противном случае все может закончиться серьезными поломками.
Например, деформацией блока цилиндров или перегоранием прокладок. Не исключен и вовсе выход двигателя из строя.
Какой должна быть температура охлаждающей жидкости
Благодаря такому простому устройству, как вентилятор и его несложному принципу работы, такие поломки удается исключить.
Виды вентиляторов
Вращение крылатки с лопастями обеспечивается работой привода. Существуют три основных разновидности приводов. Рассмотрим принципы их функционирования, отличия, а также плюсы и минусы.
Механический
Это наиболее простой вид с ременной передачей, которая используется для постоянного привода от коленчатого вала. Включается вентилятор с запуском двигателя. Использование такого привода сказывается на мощности мотора, поскольку часть ее затрачивается на вращение вентилятора.
Прочитай: Сколько заливать антифриза в систему охлаждения двигателя
Сегодня данный вид привода почти не применяется.
Гидромеханический
Этот привод отличается от механического тем, что здесь муфта (гидравлическая или вязкостная) соединяет лопасти со шкивом.
Блокировка, например, вязкостной, которая соединена с коленчатым валом, происходит при повышении в ней температуры силиконовой жидкости.
Это автоматически включает вентилятор. Блокировка же гидравлической становится результатом изменения масляного объема.
Электрический
Сегодня это наиболее популярный вид привода в легковых авто.
Включает в себя:
- датчик;
- электронный блок управления;
- реле включения мотора и электрического двигателя.
На датчике лежит функция фиксации температуры жидкого охладителя в моторе. При подъеме его сверх критической отметки, датчик сообщает об этом ЭБУ, и система запускает с помощью реле вентилятор.
Машины с климат-контролем, как правило, оборудуются двумя вентиляторами с собственными реле.
Схема работы вентилятора в системе охлаждения двигателя
Как часть системы охлаждения, вентилятор функционирует со следующими ее составляющими:
Схема работы достаточно проста. Вентилятор находится в состоянии покоя при оптимальной температуре двигателя.
Однако, когда охлаждающая жидкость перейдет границу допустимой температуры, моментально поступит сигнал на датчик, он сработает. Тут же запустится вентилятор. Как только мотор остынет, процесс пойдет в обратную сторону: датчик даст команду реле – вентилятор выключится.
Нередко пользуются двумя температурными датчиками, которые контролируют входы и выходы из радиаторов. Разница их показаний служит сигналом к запуску и выключению вентилятора.
Нужно отметить, что у многих современных авто вентиляторы оборудованы электронными блоками, в их функцию заложен контроль не только температуры охлаждающей жидкости, но и скорости воздушных потоков и многого другого.
Заслуживает внимания установка в автомобилях двух вентиляторов с целью увеличения эффективности системы охлаждения. Они способны охлаждать вместе и порознь.
Кроме этого многие автомобили имеют опции свободного выбега вентилятора, который, получив сигнал с блока управления, запускается с остановкой мотора, и некоторое время, охлаждает нагретый двигатель.
Основные неисправности вентилятора радиатора
Чтобы проверить исправность вентилятора, надо запустить двигатель на холостом ходу. Спустя какое-то время, когда температура жидкого охладителя подступит к критической отметке (на это укажет прибор на панели), вентилятор получит информацию от датчика и начнет работать.
Дополняющим фактором водителю, сидящему за рулем, послужит характерный звук из-под капота. При его открытии виден работающий вентилятор.
Если же при критических показателях на приборной панели, вентилятор остался неподвижным, значит с ним что-то случилось. Наиболее частые причины его поломок:
- Спад ремня или его обрыв, неисправность муфты. При таком раскладе вентилятор попросту может не включаться.
- Выход из строя термостата или блока управления. Данные неисправности характеризуются постоянным усиленным вращением вентилятора.
- Нагнетание воздушных потоков в обратном направлении. Это происходит при неправильно подключенных полюсах двигателя.
- Обрыв проводков в цепи питания вентилятора, неисправность предохранителя.
Также причиной поломки может служить разрушенная крыльчатка, «залипание» контактов реле. Нужно следить за тем, чтобы все составные элементы вентилятора были в хорошем состоянии.
Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке
Многие водители во время движения при внезапном выходе вентилятора из строя не знают, как поступить: остановиться или продолжить путь.
Опасения не напрасны – неработающий вентилятор может вывести двигатель из строя. Лучшим выходом было бы вызвать эвакуатор.
Но это отнюдь не дешевое удовольствие, поэтому можно продолжить движение до ближайшей СТО с соблюдением некоторых правил:
Соблюдение этих несложных правил поможет без особых проблем сохранить двигатель и добраться до ближайшей автомастерской. Оставлять вентилятор без ремонта нельзя, это чревато не только крупной поломкой, но полным выходом мотора из строя.