Эксплуатация » Выхлопные газы в системе охлаждения двигателя: признаки, причины и способы проверки на герметичность

Нарушения в работе системы охлаждения двигателя – серьезнейшая неисправность, результатом которой будет полный выход двигателя из строя, если не обратить на это внимания. Особенно когда это связано с прорывом газов из цилиндров, что само по себе представляет опасность.

Содержание статьи:

  • 1 Почему система охлаждения должна быть герметичной
  • 2 Признаки попадания выхлопных газов в антифриз
  • 3 Из-за чего прорываются газы в систему охлаждения
  • 4 Как проверить системы охлаждения двигателя на герметичность тестером
  • 5 Как не допустить прорыв выхлопных газов в ОЖ в будущем

Нарушается работа цилиндро-поршневой группы и главных подшипников коленвала с одновременным перегревом мотора в целом.

Почему система охлаждения должна быть герметичной

Температура кипения антифриза очень незначительно отличается от показателей обычной воды при нормальном атмосферном давлении. Между тем повышение ее очень полезно для улучшения КПД двигателя. Выход найден в герметизации системы.

При росте температуры начинается парообразование, которое легко перерастет в интенсивное кипение, если не принять меры. Но за счет ограничения объема в замкнутой системе будет увеличено давление. По законам физики это приведет к повышению точки кипения.

Так будет продолжаться, пока давление не станет аварийным. Сработает защитный клапан, но это уже катастрофическое развитие ситуации.

Действительно с ростом температуры улучшится теплообмен с продуваемым через радиатор воздухом, режим стабилизируется на заданной высокой точке, превышающей температуру кипения в свободной атмосфере.

Признаки попадания выхлопных газов в антифриз

Разгерметизация рубашки охлаждения в зоне рабочего объема цилиндров вызовет обмен жидкостью и газами. В момент рабочего хода или сжатия давление в цилиндре высокое, газы пойдут в антифриз системы охлаждения.

Там увеличится встречный напор, и как только давление снизится (такты впуска или выпуска), уже жидкость будет попадать в цилиндр.

Прочитай: Причины попадания антифриза в масло двигателя

Отсюда и признаки:

  • общий перегрев двигателя;
  • плохая работа отопителя салона;
  • при работе двигателя выход пузырьков в расширительном бачке;
  • белый дым из выхлопной трубы прогретого мотора;
  • запах отработанных газов из бачка;
  • заметное и постоянное снижение уровня антифриза.

Явление очень опасное, поэтому надо немедленно приступать к поиску причины и её устранению.

Из-за чего прорываются газы в систему охлаждения

Возможно несколько случаев:

  • прогар прокладки под головкой блока (ГБЦ);
  • нарушение технологии установки ГБЦ;
  • коррозия, повреждение и искривление привалочных поверхностей ГБЦ и блока;
  • трещины в головке и блоке.

Точный диагноз выявится после демонтажа ГБЦ, но провести предварительную безразборную диагностику надо обязательно.

Как проверить системы охлаждения двигателя на герметичность тестером

Приборные методы контроля включают в себя такую методику, как анализ химического состава газов в расширительном бачке.

Иногда используется стандартный моторный газоанализатор на окись и двуокись углерода, но лучше воспользоваться специализированным тестером.

Его насадка на горловину бачка имеет способность отфильтровывать ложные частицы с содержанием углерода, пропуская к тестовой жидкости только нужный газ CO2.

При работе мотора она изменит цвет, если реально есть утечка выхлопа в рубашку охлаждения.

Чтобы не тратить деньги на дорогостоящее оборудование, простой тест можно сделать и самому, понадобится для этого гидрозатвор и индикатор. Более подробно, как его сделать смотрите видео ниже.

Как не допустить прорыв выхлопных газов в ОЖ в будущем

При проведении ремонта, который состоит из заварки трещин, когда это возможно, шлифовки и выравнивания плоскостей ГБЦ и блока и установки новой прокладки, надо отследить некоторые моменты с наиболее вероятными ошибками:

  • болты головки проверяются на остаточную деформацию, если это допустимо, а самым правильным будет заменить их на новые;
  • плоскости прошлифовываются при малейших подозрениях в ходе инструментального контроля;
  • прокладка ГБЦ используется только заводского рекомендованного качества, если это металлопакет, то её нельзя менять ни на какую иную;
  • затяжка болтов производится строго по схеме в указанное количество приемов и с применением динамометрического ключа;
  • заварка трещин – исключительный случай, следует понимать, что уставший металл невозможно восстановить дополнительными термоударами, такие детали надо менять на новые;
  • этого подхода следует придерживаться после перегрева с сильной деформацией ГБЦ и блока.

В ходе эксплуатации основной причиной пробоя будет перегрев. К нему ведет как невнимание к температуре мотора в сложных условиях, так и объективные причины.

Это загрязнение радиаторов внутри и снаружи, пренебрежение сроками замены антифриза, нарушения состава смеси и момента опережения зажигания.

Последние могут быть и штатными, но не оптимальными к применяемому топливу. Возникает детонация и локальные перегревы в камере сгорания.

Даже если у двигателя имеется совершенная система электронного управления, она рассчитана на некоторый запас, в пределах которого не выдается ошибка. В тяжелых условиях такого отклонения может быть достаточно для создания аварийной ситуации в моторе.