Эксплуатация » Хруст при повороте руля в движении и на месте: признаки и причины

О неисправности в автомобиле могут сигнализировать самые разнообразные звуки. Это глухой или звонкий стук, свист, вой, низкочастотные вибрации. Но наиболее опасным следует считать именно хруст.

Что может хрустеть при повороте руля во время движения

В движении посторонние звуки, тем более хруст, особенно опасны. Их порождает не только мускульная сила водителя, но и суммированная с кинетической энергией автомобиля мощь двигателя. Такое сочетание быстро разрушит самую крепкую легированную сталь подшипников качения.

Их обоймы превратятся в лунный пейзаж, а тела качения – шарики или ролики быстро оквадратятся и будут расколоты на бесформенные куски металла.

Неисправности в ШРУС

Шарниры равных угловых скоростей служат для передачи крутящего момента от редуктора ведущего моста к ступицам колес. Из-за работы подвесок углы работы ШРУС постоянно меняются.

Чтобы не было вибраций момента в такт вращения, угловые скорости не должны зависеть от изгиба шарнира. Поэтому ШРУС представляет собой тела качения в виде шариков или игольчатых подшипников, движущиеся по точно рассчитанным траекториям, задаваемым прорезями в обоймах.

По сути это специализированный подшипник, все его составляющие присутствуют:

  • внутренняя и наружная обоймы, отформованные во внутренней ступице шарнира и наружном корпусе;
  • шарики или иглы, по сути являющиеся роликами;
  • сепараторы, ограничивающие свободу тел качения;
  • запас смазки в шарнире;
  • наружные герметичные чехлы из прочного эластичного материала.

Технология производства подобных узлов была разработана не так давно из-за своей прецизионности, ранее применялись менее совершенные шарниры Гука (карданные сочленения), имеющие врожденную пульсацию передаваемого крутящего момента. Такая точность изготовления обусловила быстрый лавинообразный износ шарнира при нарушении геометрических размеров.

Прочитай: Как определить какой ШРУС хрустит

Как только движущийся по сложной траектории шарик встречает на своем пути выработку в беговой дорожке, возникает ударная нагрузка в точке перемены направления. Сталь не выдерживает, начинает деформироваться и крошиться.

Это и сопровождается характерным хрустом. Данный процесс можно считать базовым для описания всех прочих хрустов в дальнейшем рассмотрении их источников.

Громкость хруста будет зависеть от угла поворота шарнира между его входным м выходным валами. Отсюда и типовой метод диагностики на ходу.

При правом повороте на существенной скорости максимальный изгиб за счет крена кузова испытывает правый внутренний шарнир. Значит, если хруст усиливается – проблема в нем. И наоборот.

Наружный проверит еще проще. Он имеет максимальный угол даже без крена автомобиля при повороте колес и добавлении тяги. Хруст будет локализован на правой или левой стороне.

Ступичный подшипник

При быстром вращении, то есть на скорости, подшипник будет выть. Но сразу после трогания звук разрушающихся шариков еще не сольется в вой, будет слышен хруст.

Обычно до этого не доходит, воющий подшипник меняют, не дожидаясь хруста и сопровождающего его огромного люфта колеса со ступицей. Это опасно, колесо отделится, удержать его сможет только зажатый в суппорте тормозной диск.

Причины хруста при повороте руля на месте

В описанных случаях хруста на месте не будет, подшипники ШРУС и ступицы не работают. Значит искать причину надо в иных элементах ходовой части.

Поломка или трение в рулевом колесе

Привод рулевого редуктора включает:

  • сам руль, его вал в колонке;
  • подшипники;
  • карданные шарниры;
  • шлицевое соединение;
  • пластиковую декоративную облицовку всего этого.

Часто бывает, что похрустывает именно последнее. Пластик со временем деформируется, при ремонтных работах нарушается состояние крепежа.

Как устранить все источники появления скрипа в автомобиле

Того же можно ожидать при износе подшипников вала и карданного сочленения. Оно тут установлено для регулировки руля под водителя, по компоновочным соображениям, а также для складывания колонки при авариях.

Водитель работает рулем постоянно, поэтому изнашиваются даже такие с виду надежные узлы, а на валу колонки часто ставят еще менее надежные пластиковые втулки, всевозможные дополнительные узлы, электрическое оборудование.

Неисправность в рулевой рейке

В рулевом механизме, обычно называемом просто рейкой, тоже есть чему изнашиваться. Это:

  • зубчатое сочленение ведущей шестерни с рейкой;
  • устройство стабилизации зазора;
  • подшипники входного вала;
  • опорные втулки в местах выхода рейки из корпуса.

Задействованы также шарниры рулевых тяг (яблоки), расположенные сразу на выходе. Для ремонта можно использовать ремкомплект, но чаще механизм меняют в сборе или отправляют на переборку к специалистам.

Опорные подшипники

Стойки подвески типа Макферсон сверху закрепляются в опорных поворотных подшипниках. Это набор из резиновых и металлических втулок, подшипников качения, подушек и демпферов.

От ударных нагрузок и коррозии, особенно после деградации заложенной смазки, обновление которой не предусмотрено, подшипники разрушаются, начинают скрипеть и хрустеть.

Появляется люфт, легко диагностируемый рукой при раскачивании вывешенного колеса. Так же можно определить и источник хруста, вращая руль и прослушивая подшипник верхней опоры.

Неисправная опора заменяется в сборе или раздельно по деталям, если это оправдано экономически.