Эксплуатация » Блок управления двигателя: где находится, принцип работы и неисправности

Современные транспортные средства тяжело представить без комплекса различных систем, что обеспечивают как комфорт автомобилиста, так и его безопасность. Поддержка их работы попросту невозможна без наличия соответствующих электронных компонентов. Одним из самых главных из них выступает ЭБУ – электронный блок управления.

Содержание статьи:

  • 1 Зачем нужен блок управления двигателем
    • 1.1 Место расположения
    • 1.2 Устройство
  • 2 Принцип работы ЭБУ
  • 3 Какие датчики использует система управления двигателем
  • 4 Коды неисправностей блока управления
  • 5 Можно ли перепрошить ЭБУ и зачем это делать

Зачем нужен блок управления двигателем

ЭБУ или же электронный блок управления представляет собой устройство, посредством которого осуществляется настройка и корректировка работы электронных систем транспортного средства. Простыми словами, ЭБУ является «мозгом» любой современной машины.

В зависимости от конкретной модели автомобиля, электронный блок может использоваться для управления различными модулями, а именно:

  • Двигателем.
  • Кузовом.
  • Подвеской.
  • Коробкой передач.
  • Телематикой.
  • Топливной системой.
  • Кондиционированием воздуха.
  • Форсунками и прочими.
  • С его помощью может осуществляться подача топлива, настройка зажигания, управление системами навигации и комфорта, осветительными приспособлениями, подушками безопасности, интернет-соединением, регулироваться высота дорожного просвета и прочее.

    Место расположения

    Единый стандарт месторасположения ЭБУ среди автопроизводителей отсутствует, а поэтому в различных моделях транспортных средств данное устройство может располагаться в разных местах.

    Электронный блок управления может быть размещен:

  • В центральной консоли.
  • Под панелью приборов.
  • Под передним сидением.
  • Под ковровым покрытием на пассажирской стороне.
  • В моторном отсеке вблизи лобового стекла.
  • Возле радиаторной решетки.
  • Рядом с каналами для стока дождевой воды.
  • В нишах брызговиков и других местах.
  • Зачастую добраться к ЭБУ не составляет особого труда, однако в некоторых моделях авто его расположение является не особо удачным, что влечет за собой забивания каналов мусором или попадание на него воды. Это может привести к коррозии и выходу устройства из строя.

    Устройство

    Начинка электронных блоков управления очень схожа с той, которую имеют обыкновенные компьютеры или ноутбуки. Она может включать такие компоненты как:

  • ПЗУ (постоянной память).
  • ОЗУ (Оперативная память).
  • Процессор.
  • Датчики и интерфейсы.
  • Постоянная память отвечает за хранение данных, установленных производителем по умолчания, включая алгоритмы работы различных систем и их заводские настройки.

    Оперативка используется в качестве временной памяти для хранения такой информации как расход топлива, текущая температура двигателя, пробег и прочей в течение определенного промежутка времени.

    Процессор необходим для совершения вычислительных операций. Что касается портов и датчиков, то они выступают в роли проводников, посредством которых процессор получает информацию.

    Принцип работы ЭБУ

    Сам ЭБУ представляет собой своеобразную плату, обрамленную в металлический корпус для защиты от внешних воздействий. К данному устройству может подключаться большое количество проводов, по которые осуществляется передача данных о работе различных систем.

    Их точное количество зависит то функциональности конкретной модели машины.

    В качестве источника питания ЭБУ выступает аккумуляторная батарея автомобиля. Напряжение блока достигает значения в 5 Вольт, однако он может выдерживать резкие скачки напряжения, оставаясь при этом в работоспособном состоянии.

    Какие датчики использует система управления двигателем

    Получение данных для анализа о работе какой-либо автомобильной системы возможно за счет наличия в блоке измерительных датчиков, посредством которых он получает актуальные сведения.

    К их числу относятся датчики:

  • Положения коленчатого вала.
  • Температуры воздуха.
  • Температуры охлаждающей жидкости.
  • Детонации.
  • Положения распределительного вала.
  • Массового расхода воздуха и прочие.
  • Коды неисправностей блока управления

    В случае обнаружения какой-либо проблемы в работе определенной системы ЭБУ запускает соответствующие диагностические коды ошибок. Также об этом свидетельствует горящий индикатор «Check» на приборной панели.

    Самих кодов неисправностей существует огромное множество, однако все они состоят из 5-ти символов. Первым символом кода всегда является одна из следующих букв:

    • P – двигатель или АКПП.
    • B – кузовные системы.
    • C – подвеска (шасси).
    • U – шина обмена данными между электронными блоками.

    Буква позволяет определить, в работе какой системы присутствуют неполадки, а последующие цифры указывают на конкретный тип неисправности.

    Можно ли перепрошить ЭБУ и зачем это делать

    Перепрошивка электронного блока управления представляет собой процедуру загрузку на него нового программного обеспечения. Это позволяет более детально подойти к настройке авто, сделав его более производительным, либо экономичным.

    Данная процедура даст возможность скорректировать ограничение максимальной скорости, соотношение воздушно-топливной смеси, отрегулировать момент зажигания и многое другое.

    Перепрошивка ЭБУ может выполняться как в специализированных сервисах, так и на самостоятельной основе в случае наличия соответствующих навыков.