Эксплуатация » Рессоры: конструкция и принцип работы подвески, обслуживание и неисправности

Рессоры представляют собой упругий элемент подвески, который монтируется на габаритные легковые автомобили. От данной детали зависит амортизация и грузоподъемность авто как на дороге, так и на бездорожье. Они применяются с целью компенсации колебаний, толчков и ударов, вызванных по причине езды на неровной проезжей части. 

Содержание статьи:

  • 1 Конструкция рессорной подвески
  • 2 Принцип работы
  • 3 Достоинства и недостатки рессор
  • 4 Как обслуживать рессоры
  • 5 Как определить, что просели или лопнули рессоры

Конструкция рессорной подвески

Конструкция этой запчасти может отличаться в зависимости от ее разновидности. Листовая рессора представляет собой набор металлических пластин различной длины.

Все они от самой короткой и до самой длинной, что обладает проушинами в задней части, собраны в единый элемент посредством хомутов из металла.

Для изготовления пластин могут применяться различные виды стали: 50ХГ, 50 ХГА, 70 и другие.

Также по типу конструкции автомобильные рессоры листового типа можно разделить на несколько подтипов:

  • Эллиптическая.
  • Полуэллиптическая.
  • ¾ эллиптическая.
  • Четверть-эллиптическая.
  • Монолитная или же параболическая.
  • Пружинная.
  • Торсионная.

Помимо рессор из набора листов, также существуют монолитные модели, выполненные в виде цельной балки, оснащенной амортизаторами. Ключевая задача такой рессоры заключается в гашении вертикальных колебаний.

Также существуют пружинные и торсионные разновидности. Первые оснащены обыкновенными пружинами, что воспринимают колебания при езде, а вторые обладают пружинами торсионного типа, что функционируют посредством силы вращения.

Все рессоры обладают одинаковыми характеристиками и отличаются друг от друга исключительно по степени грузоподъемности. Данный параметр напрямую зависит от материала изготовления, а также от количества листов.

Самая длинная пластина рессоры является самой верхней. Они монтируется непосредственно к автомобильной платформе. Ее длина у всех моделей идентична, а различие в них заключается лишь в количестве последующих листов.

Количество пластин в элементе определяет уровень допустимой нагрузки:

  • 4 шт. – 750 кг.
  • 5 шт. – 900 кг.
  • 7 шт. – 1350 кг.
  • 9 шт. – 1600 кг.

Принцип работы

Принцип функционирования у всех видов данных элементов подвески идентичен: в процессе движения авто по неровному покрытию рессорный лист перенимает нагрузку и прогибается.

При достижении прогибов определенной отметки он может передавать на последующие пластины.

Прочитай: Какая подвеска лучше зависимая или независимая и в чём их отличия

Основная задача данного устройства – выступить в качестве амортизатора и загасить колебания, возникающие в процессе езды, путем передачи поступающей нагрузки на рамную или ходовую часть, что позволяет сделать движение более плавным и мягким.

Благодаря подвеске такого типа на кузов автомобиля или же прицеп приходится не более чем 5-10% ударной энергии.

Монтироваться рессоры могут как на передней или задний мост под грузовой частью, так и на оба одновременно. Последний вариант позволяет выдерживать более высокие нагрузки.

Достоинства и недостатки рессор

К числу преимуществ такой подвески стоит отнести:

  • Минимизацию динамического давления на кузов.
  • Простоту конструкции.
  • Надежность элементов.
  • Доступный ценник.
  • Отсутствие необходимости в приобретении дополнительных амортизационных деталей.
  • Универсальность.
  • Возможность выносить высокую грузоподъемность.
  • Ключевой недостаток у таких устройств один – непродолжительный срок службы, что создает необходимость в периодических заменах.

    Это обуславливается частыми перегрузками. Для повышения долговечности рессор следует не нагружать их выше допустимой нормы, что указывается производителем каждой конкретной модели.

    Как обслуживать рессоры

    Чтобы рессоры служили долго, важно не только соблюдать правила эксплуатации, но и правильно за ними ухаживать.

    Для продления из жизни следует регулярно очищать элемент от грязи, которой на них скапливается немало, так как они монтируются на колесной оси.

    Помимо грязи, туда могут попадать и твердые частицы, к примеру, камни и прочий мусор. Оптимальная периодичность очистки такой детали – через каждые 10 000 км пробега.

    Как определить, что просели или лопнули рессоры

    Симптомами, что свидетельствуют о необходимости замены элемента подвески являются:

  • Изменение наклона колес.
  • Ощущение вибраций в процессе рулевого управления транспортом.
  • Отклонение автомобиля от прямого направления.
  • Существенное снижение дорожного просвета.
  • Раскачка авто даже при незначительных маневрах.
  • Возникновение заметной разницы в высоте между передней и задней частями машины.
  • Появление скрипа металла, а также стуков в области подвески.
  • Неравномерный износ протекторов шин.
  • При возникновении вышеперечисленных признаков рекомендуется незамедлительно обратиться в сервис для выполнения профессиональной диагностики ходовой системы и определения типа повреждений.

    Если последние будут критическими – может потребоваться полная замена элемента.