Эксплуатация » Как правильно ездить на вариаторе CVT: движение в пробке, буксировка прицепа

Доверие автомобилистов к бесступенчатым трансмиссиям формируется относительно медленно. Связано это в основном с низкой надежностью и небольшим ресурсом первых промышленных образцов вариаторов на автомобилях.

Запуск автомобиля

Правила пуска мотора на машине с вариатором изложены в инструкции, с которой надо внимательно ознакомиться. Они практически не отличаются от любой автоматической коробки.

Все действия производятся при нажатии педали тормоза. Селектор трансмиссии должен находится в положении парковки P.

После запуска обязательно следует прогреть двигатель и масло в вариаторе.

Недостаточный прогрев ведет к ускоренному износу, будут неправильно работать насос, гидроблок и управляющие цилиндры, возможны задиры рабочих поверхностей.

Как трогаться на бесступенчатой КП

Для трогания с места при нажатой педали тормоза селектор переводится в положение D. Далее достаточно убрать ногу с тормоза и слегка нажать на акселератор.

Даже если требуется интенсивный разгон, не следует сразу утапливать педаль до упора, это даст нежелательный рывок на ремень и шкивы.

Сначала акселератор перемещается примерно на четверть рабочего хода, а после набора небольшой скорости можно плавно перевести её в нужное положение, от которого зависит автоматический выбор передаточного числа, интенсивность разгона и обороты, развиваемые двигателем во время набора скорости.

Чем выше ускорение, тем больше раскручивается коленчатый вал. При этом увеличиваются нагрузки, растут интенсивность износа, температура масла в коробке и потребление топлива.

Как тормозить двигателем на вариаторе

Для торможения двигателем с механической коробкой просто включают пониженную ступень, отпускают сцепление и газ.

Автоматы, в том числе вариатор, могут не понять, что от них требуется, и пустить автомобиль практически накатом, без снижения скорости.

Прочитай: Что значит тормозить двигателем и как правильно это делать

Поэтому использовать такой вид замедления можно лишь принудительно, возможны два способа.

  • На машинах, где предусмотрен ручной выбор передачи (режим M), селектор переводится в нужное положение. АКПП будет удерживать данное передаточное число, тормозя двигателем не менее эффективно, чем МКПП. Особенно если предусмотрена блокировка гидротрансформатора. Бесступенчатость не должна вводить в заблуждение, сейчас практически на всех CVT имеются виртуальные фиксированные передачи.
  • Режимы работы трансмиссии могут программироваться через диагностический разъем сканером. Устанавливается и нужная интенсивность замедления при сбросе газа. Так можно существенно повысить удобство управления и сэкономить ресурс тормозных колодок, а в сложных дорожных условиях повысить управляемость автомобиля за счет регулировки тягового усилия на колесах.
  • Ресурс ремня и конусов при торможении двигателем практически не страдает, если не программировать коробку на совсем уж спортивный режим с торможением на максимальных оборотах принудительного холостого хода.

    Как ездить на вариаторе в пробке

    Основное правило – не переводить селектор в нейтральное положение. Он должен постоянно находиться в D, а разгон и остановка выполняются только педалями тормоза и акселератора.

    Небольшие отрезки времени, проведенные у светофоров с нажатым тормозом, никак не повредят коробке, а вот переключения из D в N и обратно нарушат правильную циркуляцию масла и вызовут лишние срабатывания механизмов.

    Буксировка и движение с прицепом

    Автомобили с вариатором не предназначены для буксировки прицепов или других автомобилей. Они легко это сделают, но износ резко увеличится.

    Детали будут перегружены, а главное – вырастут температура масла и скорость его загрязнения. Такие режимы должны использоваться только в исключительных случаях, для постоянной работы лучше выбрать другую машину.

    Чего нельзя делать с CVT

    Автомобилям с вариатором противопоказаны:

    • резкие старты с места;
    • частые ускорения с педалью в пол;
    • интенсивные торможения двигателем;
    • пробуксовки на скользких покрытиях, сами по себе они не повредят, но тут неизбежны рывки в трансмиссии при изменении коэффициента сцепления с дорогой;
    • внедорожная эксплуатация;
    • долгое движение со скоростями, близкими к максимальным;
    • злоупотребление виртуальными передачами в ручном режиме управления;
    • перегревы и движение при недостаточном прогреве;
    • замена масла реже, чем через каждые 20 тысяч пробега или использование некачественных продуктов.

    Надо понимать, что вариатор – очень современная, надежная и удобная коробка передач, но только в чисто «гражданской» эксплуатации.

    Спорт, коммерческие перевозки и скоростные дальние пробеги на пределе возможностей требуют более приспособленной к этому машины.

    На все это CVT тоже способен, но при этом дорогостоящий капитальный ремонт потребуется гораздо раньше, чем это заложено производителем.