Доверие автомобилистов к бесступенчатым трансмиссиям формируется относительно медленно. Связано это в основном с низкой надежностью и небольшим ресурсом первых промышленных образцов вариаторов на автомобилях.
Запуск автомобиля
Правила пуска мотора на машине с вариатором изложены в инструкции, с которой надо внимательно ознакомиться. Они практически не отличаются от любой автоматической коробки.
Все действия производятся при нажатии педали тормоза. Селектор трансмиссии должен находится в положении парковки P.
После запуска обязательно следует прогреть двигатель и масло в вариаторе.
Недостаточный прогрев ведет к ускоренному износу, будут неправильно работать насос, гидроблок и управляющие цилиндры, возможны задиры рабочих поверхностей.
Как трогаться на бесступенчатой КП
Для трогания с места при нажатой педали тормоза селектор переводится в положение D. Далее достаточно убрать ногу с тормоза и слегка нажать на акселератор.
Даже если требуется интенсивный разгон, не следует сразу утапливать педаль до упора, это даст нежелательный рывок на ремень и шкивы.
Сначала акселератор перемещается примерно на четверть рабочего хода, а после набора небольшой скорости можно плавно перевести её в нужное положение, от которого зависит автоматический выбор передаточного числа, интенсивность разгона и обороты, развиваемые двигателем во время набора скорости.
Чем выше ускорение, тем больше раскручивается коленчатый вал. При этом увеличиваются нагрузки, растут интенсивность износа, температура масла в коробке и потребление топлива.
Как тормозить двигателем на вариаторе
Для торможения двигателем с механической коробкой просто включают пониженную ступень, отпускают сцепление и газ.
Автоматы, в том числе вариатор, могут не понять, что от них требуется, и пустить автомобиль практически накатом, без снижения скорости.
Прочитай: Что значит тормозить двигателем и как правильно это делать
Поэтому использовать такой вид замедления можно лишь принудительно, возможны два способа.
Ресурс ремня и конусов при торможении двигателем практически не страдает, если не программировать коробку на совсем уж спортивный режим с торможением на максимальных оборотах принудительного холостого хода.
Как ездить на вариаторе в пробке
Основное правило – не переводить селектор в нейтральное положение. Он должен постоянно находиться в D, а разгон и остановка выполняются только педалями тормоза и акселератора.
Небольшие отрезки времени, проведенные у светофоров с нажатым тормозом, никак не повредят коробке, а вот переключения из D в N и обратно нарушат правильную циркуляцию масла и вызовут лишние срабатывания механизмов.
Буксировка и движение с прицепом
Автомобили с вариатором не предназначены для буксировки прицепов или других автомобилей. Они легко это сделают, но износ резко увеличится.
Детали будут перегружены, а главное – вырастут температура масла и скорость его загрязнения. Такие режимы должны использоваться только в исключительных случаях, для постоянной работы лучше выбрать другую машину.
Чего нельзя делать с CVT
Автомобилям с вариатором противопоказаны:
- резкие старты с места;
- частые ускорения с педалью в пол;
- интенсивные торможения двигателем;
- пробуксовки на скользких покрытиях, сами по себе они не повредят, но тут неизбежны рывки в трансмиссии при изменении коэффициента сцепления с дорогой;
- внедорожная эксплуатация;
- долгое движение со скоростями, близкими к максимальным;
- злоупотребление виртуальными передачами в ручном режиме управления;
- перегревы и движение при недостаточном прогреве;
- замена масла реже, чем через каждые 20 тысяч пробега или использование некачественных продуктов.
Надо понимать, что вариатор – очень современная, надежная и удобная коробка передач, но только в чисто «гражданской» эксплуатации.
Спорт, коммерческие перевозки и скоростные дальние пробеги на пределе возможностей требуют более приспособленной к этому машины.
На все это CVT тоже способен, но при этом дорогостоящий капитальный ремонт потребуется гораздо раньше, чем это заложено производителем.