Эксплуатация » Маркировка приводных ремней: ручейковых (генератора) и клиновых

В автомобильном двигателе существует необходимость привода во вращение шкивов вспомогательных агрегатов. Обычно это генератор, насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера. Существуют и иные агрегаты, иногда их достаточно много, что может создать проблему в организации передачи момента. Решается она применением гибких ременных передач при помощи клиновых ремней.

Маркировки ручейковых ремней

Номенклатура ремней определяется их геометрическими параметрами, основное – это длина окружности и количество клиньев (ручейков на шкивах).

По шагу в поперечном направлении изготовители довольно быстро достигли унификации, поэтому в маркировке принято указывать только длину и число рёбер, иногда особенности профиля клиньев.

Тип профиля

Подавляющее количество ремней в легковых автомобилях имеют общую толщину плоского поликлина 5,5 мм, что кодируется буквами PK. Шаг при этом составляет 3,56 мм.

Возможны и менее распространённые параметры профиля, но это скорее исключение или иное назначение. Но сам клин практически всегда трапециевидный с треугольной впадиной.

Сечение выбирается таким образом, чтобы каждый ручей работал строго боковыми сторонами трапеции, так обеспечивается наилучшее сцепление со шкивом.

Как узнать дату выпуска ремня ГРМ, расшифровка обозначений

Количество ручьёв может быть 3 и более. Чем выше этот показатель, тем большую мощность можно передать без проскальзывания. Типичные случаи: 3, 4, 5 и 6.

После указания количества рёбер и типа профиля указывается общая длина в миллиметрах. Допустимо небольшое отклонение порядка 5 мм, выбираемое натяжителем.

Дата изготовления и материал

Старение материала ремня вызывает необходимость указывать на нём дату производства. Не все производители соблюдают это правило, ограничиваясь заполнением упаковки, к чему требования строже.

Но иногда дата указана в виде дня, месяца и года выпуска в виде восьмизначного числа. Или более коротко, неделя и две последние цифры года. Единого стандарта не существует.

Зато производители гораздо охотнее приводят кодированные сведения о своих уникальных технологиях производства.

Указывается материал гибкой основы и корда, например, EPDM — этиленпропилен-диеновый полимер. Прочие аббревиатуры обычно отсылают к фирменным информационным материалам, которые обновляются с каждым появлением новых серий ремней.

Существуют эластичные ремни, которые не требуют натяжителя. Они устанавливаются на точно подобранные шкивы и при небольшом растяжении обеспечивают требуемый натяг на весь срок эксплуатации.

Данная тенденция прогрессирует и захватывает многих производителей автомобилей. Применение обычного ремня с жёстким кордом здесь недопустимо. Обозначается эластичный ремень буквами E или EE.

  • EPDM — Этиленпропилен-диеновый полимер.
  • SBR — Стирол-бутадиен каучук.
  • CR — Хлоропрен.
  • HNBR — Гидрированный бутадиенакрилонитрильный полимер.

Материал и геометрия плоского ремня позволяет достаточно легко организовать его работу в сложных системах шкивов, где предусмотрен обратный выгиб.

В этом случае изделие будет работать внешней поверхностью, не на передачу мощности, а на обеспечение необходимых углов охвата. Но такую способность надо дополнительно уточнять в материалах производителей.

Маркировка клиновых ремней

У этих изделий имеется единственный трапециевидный клин, поэтому маркировка упрощается.

Расшифровка ГОСТ

По ГОСТу указывается тип профиля одной буквой (или цифрой «0») и длина в миллиметрах. Типовые профили для легковых автомобилей «0» и «А». Это ширина 10 или 13 мм по широкой стороне трапеции. Сейчас почти не используется.

Международные нормативы ISO

Гораздо чаще ремни, в том числе и для отечественных автомобилей, стандартизируются по ISO. Это простое обозначение, если не касаться всего спектра клиновых ремней, а только в автомобильном применении.

Маркировка имеет вид, например, AVX10-750 и расшифровывается очень просто.

  • AVX – это типичный профиль, определяющий соотношение ширины и высоты трапеции в сечении.
  • 10 – базовый размер ширины, дальше длина в миллиметрах.

Соблюдение типоразмера при замене обеспечит правильное положение ремня на шкиве, он должен работать боковыми сторонами клина и не касаться его дна, иначе начнутся пробуксовки и шум.

Стандарт RMA

RMA – американский стандарт с применением дюймовой размерности. Состоит из цифры и буквы V, что вместе означает ширину в десятых долях дюйма.

Далее следует длина, она также приведена в десятых дюйма. Если имеется буква X, то это означает наличие крупного зуба у основания ремня, который делается для большей гибкости и долговечности, но зуб также не должен касаться дна шкива.

Немецкий стандарт DIN

По этой системе всё сделано с немецкой простотой и точностью. Всего два числа, максимальная ширина трапеции профиля и длина окружности по нижней её грани, всё в миллиметрах. Иногда делается ссылка в скобках на соответственный профиль по ISO.

Приводной ремень вспомогательных агрегатов относится к настолько широко унифицированным деталям, что его можно подбирать, не пользуясь каталогом деталей автомобиля в большинстве случаев.

Достаточно знать типоразмер по ширине трапеции, которых совсем немного, и длину, её можно измерить по положению шкивов, а также используя изношенный или порвавшийся ремень.

Далее применяется поиск по каталогам, куда вполне достаточно вбить что-то вроде 6PK1250 для поликлина или AVX13х625 для клинового, разумеется с конкретными числовыми значениями. Практически всегда удастся подобрать нужное изделие с приемлемыми сроками и ценой.

Если даже воспользоваться каталожным номером детали, то будут предложены замены уже с обозначениями по ISO ли DIN. Это позволит значительно расширить поиск подходящего аналога, выбрав одну из известных компаний по качеству и наличию в быстром доступе.