В том, насколько дизель хорош для грузового транспорта, ни малейших сомнений нет – практически все грузовики используют этот тип двигателей. С легковыми машинами сложнее, малолитражные моторы с воспламенением от сжатия распространены куда скромнее, к тому же есть сильная зависимость от менталитета населения разных стран.
Чем отличается Дизельный мотор от Бензинового
Принципиальные отличия состоят в организации горения топлива из более тяжелых нефтяных фракций, чем бензин:
- воздух сжимается в цилиндрах, после чего туда впрыскивается топливо и воспламеняется от высокой температуры сжатия;
- используется очень высокое давление впрыска от топливного насоса;
- практически всегда присутствует турбонаддув.
Смесеобразование происходит уже в камере сгорания, куда воздух поступает свободно под давлением, дроссель отсутствует.
Плюсы дизельного двигателя
Моторы постепенно сближаются по характеристикам, но некоторые преимущества дизелей пока сохраняются.
Расход топлива
Дизель в принципе более экономичен благодаря своему тепловому циклу, подразумевающему большую степень сжатия. Ограничения по детонационной стойкости присутствуют, но они гораздо ниже, чем у бензиновых моторов.
Нет системы зажигания
Для воспламенения бензина требуется искровой разряд, поэтому там присутствует сложная высоковольтная система.
Прочитай: Почему завоздушена топливная система дизеля
Импульс зажигания тщательно подбирается по времени, конструкция свечей, катушек и драйверов усложнена из-за высокого напряжения порядка десятков киловольт. Всего этого у дизеля нет, соответственно теоретическая надёжность намного выше.
Пожаробезопасный
Тяжёлое топливо намного хуже воспламеняется и не образует с воздухом взрывоопасных смесей. Вероятность пожара из-за утечек почти отсутствует, что важно для безопасности после ДТП и поломок топливной системы.
Не перегревается
У дизеля высокий КПД, тепла выделяется гораздо меньше, поэтому его трудно перегреть при частичной утере производительности системой охлаждения. Это позволяет экономить на её эффективности.
Экологичный
Чем машина потребляет меньше топлива, тем скромнее выброс продуктов горения, это касается в первую очередь неизбежного выделения двуокиси углерода. Со всеми прочими последствиями успешно справляется развитая система нейтрализации выхлопа.
Хорошо тянет снизу
Тяжёлые фракции горят медленно, поэтому давление нарастает равномерно, крутящий момент растёт. Это хорошо заметно на низких оборотах, где в случае питания бензином приходится принимать сложные меры.
Ресурс
Массивные детали обладают запасом прочности, изнашиваются в целом медленнее. Особо этому способствуют хорошие смазывающие свойства дизтоплива, чего в случае бензина не наблюдается.
Это интересно: Почему двигатель троит на холодную
Наоборот, в бензиновом ДВС лёгкие фракции обладают свойством смывать масляную плёнку.
Минусы дизельного мотора
Негативные стороны дизельного процесса препятствуют его широкому распространению на легковых машинах.
Проблемы с запуском в зимнее время
Нагрева от сжатия оказывается недостаточно для воспламенения холодной солярки. Применяются свечи накаливания, но и они могут не справляться при очень низких температурах.
Отсюда частое использование автономных обогревателей на таких автомобилях, иначе мотор можно вообще не запустить в сильный мороз.
Долго прогревается
Экономичность дизельного мотора имеет обратную сторону в виде малого тепловыделения. При этом мотор более массивен, на его прогрев потребуется много времени.
В зимнее время он вообще не выйдет на рабочую температуру без нагрузки, то есть на месте. Приходится принимать дополнительные меры для ускорения прогрева и обеспечения комфорта в салоне на холостых оборотах.
Шум и вибрации
Жёсткое горение при высокой степени сжатия создаёт ударные нагрузки на блок цилиндров и поршневую группу. Это вызывает акустические волны в виде стуков и механические виброускорения всего мотора, которые трудно погасить даже самыми эффективными подвесками силового агрегата.
Небольшой крутящий момент
Парадоксальный факт – дизельный двигатель развивает крутящий момент больший, чем у бензиновых аналогов, но им сложнее пользоваться.
Слишком узок диапазон оборотов, а главное – для разгона дизеля надо дать больше «копоти», причём в прямом смысле слова, а это недопустимо по экологическим требованиям.
В результате приходится снабжать автомобили сложными и дорогими нейтрализаторами, фильтрами и прочими нелюбимыми водителями AdBlue.
И всё равно электроника будет ограничивать отзывчивость мотора на подачу газа. Это не совсем то, к чему когда-то привыкли обладатели старых карбюраторных машин – мгновенный отклик на педаль.
Сравнивать приходится текущие поколения моторов. И тут выясняется, что бензиновые турбомоторы не уступают по моменту. То есть миф о тяговитости дизелей оправдан только среди «атмосферников».
Требователен к топливу
Тяжёлое топливо требует тонкой, но в то же время мощной аппаратуры впрыска под очень большим давлением. Такие системы критичны к качеству солярки.
Все виды загрязнений, в том числе и растворимыми химическими веществами, ведут к отказам, а вода и твёрдые отложения недопустимы. Отсюда требования к исходному качеству, но самое неприятное – сезонность. Летом и зимой потребуются разные сорта, что вызывает большие неудобства.
Вес
Все детали сильно нагружены из-за жёсткой работы и высокой степени сжатия. Отсюда переразмеренность и значительная масса. Дизельные агрегаты всегда тяжелее бензиновых, что критично именно для легкового применения.
Небольшой выбор модификаций
Если бензиновые модели машин располагают широкими линейками моторов разного объёма и мощности, то дизелей обычно предлагается один-два. Это сужает выбор и не удовлетворяет потребности всех потенциальных клиентов дилерского автосалона.
Сложный в обслуживании
Работать с топливной аппаратурой дизелей из-за её сложности могут далеко не все СТО, где занимаются обслуживанием моторов. Потребуется широкий выбор специального оборудования и высокая квалификация персонала.
Отсюда и уровень затрат на ТО, которое к тому же приходится проводить примерно вдвое чаще. А если этим пренебрегать, то ремонт обойдётся гораздо дороже.
Стоимость
По перечисленным причинам автомобиль с дизелем обязан стоить дороже, чем даже менее мощная модификация той же модели, но с бензомотором.
Окупить разницу за счёт большей экономичности получится нескоро, поэтому такие автомобили принято использовать там, где топливо обходится дорого, а ежегодные пробеги велики. То есть накладываются экономические ограничения по странам, регионам и характеру эксплуатации.