Эксплуатация » Распределитель рулевой рейки: неисправности и ремонт

Реечный рулевой механизм, иногда упрощенно именуемый рейкой, может быть свободным или снабжаться электрическим, а также гидравлическим усилителем. В последнем случае необходимо устройство, регулирующее помощь водителю во вращении рулевого колеса, а также определяющее направление усиления.

Предназначение распределителя в рулевой рейке автомобиля

Конструкция узла может быть различной в зависимости от моделей автомобилей, но принцип действия примерно одинаковый. В состав распределителя входят:

  • торсионный узел с золотником;
  • ведущая шестерня червячной или иной зубчатой передачи на шток рейки;
  • распределяющая втулка (катушка, такое название возникло из-за внешней схожести) с уплотнителями;
  • подшипники;
  • корпус с сальниками и штуцерами рабочей жидкости.

Общее назначение узла – перераспределение давления на поршни правой и левой стороны штока. Когда водитель поворачивает руль, торсион закручивается, приоткрываются соответствующие отверстия через втулку (катушку) в полости гидравлики.

Давление жидкости, создаваемое насосом гидроусилителя, складывается с усилием рук водителя, что значительно облегчает поворот. По мере перемещения штока торсион выравнивается, каналы перекрываются, усиление прекращается.

Водитель вновь начинает чувствовать ничем не маскируемую обратную связь с управляемыми колесами. Вместе с тем демпфирование продолжается, поскольку малейшее возмущающее усилие вызывает закручивание торсиона и возобновление действия высокого давления насоса ГУР.

Конструктивно распределитель может быть выполнен в виде отдельного съемного узла или укрупненного с корпусом всего механизма.

К нему подходят магистрали высокого и низкого давления системы ГУР, а отходят трубопроводы передачи жидкости к исполнительным гидроцилиндрам.

Как распознать неисправность

Типичные проявления неисправности распределителя заключаются в изменениях усилия на руле. Обычно в виде внезапно проявляющихся скачков в определенных положениях. Чаще всего до наступления прогрева жидкости, пока она еще достаточно вязкая.

Характерным признаком будет разница в сопротивлении руля при правом и левом поворотах.

Например, дефект насоса ГУР слабо зависит в своих проявлениях от этого фактора. При износе сальников узла будет наблюдаться течь жидкости из ГУР через полости штока в пыльники рулевых тяг, где она скапливается в большом количестве.

Точная локализация неисправности может вызвать затруднения из-за влияния составных частей ГУР друг на друга.

Для этого на специализированных СТО существуют стенды, где рейка с усилителем подключается к внешнему источнику давления, а входящее в состав оборудование укажет на точный диагноз.

Технология ремонта

Способы восстановления узла сильно зависят от конкретной модели автомобиля, а также от степени живучести деталей.

Некоторые вообще могут не требовать ремонта, другие скорее предусматривают его плановым от пробегу. В любом случае проблемы возникают скорее у коммерческих автомобилей с их интенсивной эксплуатацией, поскольку устройство работает в качественном масле и при его регулярной замене очень надежно и долговечно.

 Из-за чего тяжело крутится руль с гидро- и электроусилителем

Также технология сильно зависит от доступности запчастей. Далеко не все из них поставляются или доступны для изготовления даже в хорошо оснащенном предприятии.

Тогда детали меняются на бывшие в употреблении или узел заменяется в сборе на новый или восстановленный в заводских условиях.

Разборка

После снятия с машины всего рулевого механизма от него отсоединяется узел распределителя. Крепеж может содержать резьбовые, штифтовые или стопорные детали.

Из корпуса вынимается золотник с торсионом и ведущей шестерней, а также распределяющая катушка.

Дефектовка

На деталях визуально определяется следы износа, они хорошо видны под качественным освещением под различными углами.

Особое внимание уделяется состоянию торсиона, шестерни, внутренней поверхности втулки (катушки) и корпуса, по которому работают её уплотнители. Наличие хорошо заметного износа говорит об утечках и требует замен и восстановительных работ.

Фрезеровка и запрессовка гильзы

Радикальным решением проблемы внутреннего износа корпуса будет его замена, что не всегда возможно из-за недоступности запчастей, а также аналогичного износа донорских. Принимается решение о восстановлении корпуса. Оно аналогично работам в двигателе по цилиндрам с учетом того, что ремонтные катушки не поставляются, потребуется гильзовка.

Существуют ремкомплекты, в которых присутствуют гильзы и набор уплотнений. Потребуется лишь расточить корпус под наружный диаметр гильзы. Это станочная процедура, особой сложности при наличии оборудования не представляет.

В гильзе уже могут быть перепускные отверстия, их надо только совместить. В противном случае гильза рассверливается по имеющимся отверстиям корпуса.

Это интересно: Как правильно подтянуть рулевую рейку

Вполне возможно произвести гильзовку и без станка, необходимо иметь набор приспособлений для фрезеровки и запрессовки. Это фреза с направляющими, оправки, силовые винты. Гильза подбирается по высоте и диаметру из ремкомплектов.

После фрезеровки она запрессовывается винтовой шпилькой с точной оправкой по диаметру.

Сборка и установка рейки

Кроме механических работ, производится замена прочих изношенных деталей. Это может быть втулка, уплотнители, сальники, торсион в сборе с золотником и ведущим червяком.

Особая осторожность проявляется при установке тефлоновых уплотняющих колец, они легко деформируются. Под ними могут быть резиновые упругие кольца, отсутствующие в нескольких конструкторских школах.

Готовый распределитель монтируется на отдефектованную и перебранную рейку, регулируется зазор в зубчатом зацеплении. Подсоединяются магистрали, узел монтируется на автомобиль.

Систему надо заполнить жидкостью и тщательно прокачать по инструкции к автомобилю для удаления малейших остатков воздуха. Восстановленный механизм имеет ресурс не меньше, чем у нового.