Рулевое управление большинства автомобилей снабжено усилителем (электрическим ЭУР или гидравлическим ГУР), помогающим водителю поворачивать рулевое колесо и спасающим от обратных жестких ударов.
Можно ли ездить если руль тяжело вращается
Кратковременное движение с соблюдением мер предосторожности возможно, но это аварийный режим, который нельзя считать безвредным по нескольким обстоятельствам.
- Непривычное усилие на рулевом колесе небезопасно, поскольку водитель уже привык к легкому рулю и может не справиться с управлением в острой ситуации.
Будут нарушены точность и скорость реакции, а у некоторых может просто не хватить сил для быстрого поворота на нужный угол. Колеса займут непредсказуемое положение, что приведет к потере устойчивости или не позволит объехать препятствие.
Что делать если заблокировался руль и не поворачивается ключ зажигания
Надо учитывать, что на них присутствуют динамические моменты от тяги мотора или тормозного усилия, в зависимости от ситуации, которые раньше почти не проявлялись.
К тому же на некоторых автомобилях усилитель руля взаимодействует со системами стабилизации и прочим активным рулением.
- Вторым нежелательным явлением станет возможное отсутствие смазки рабочей жидкостью узлов ГУР, которые пока не повреждены. Полусухое трение вызовет быстрый износ.
- Также важно, что тугой руль может быть следствием не отказа усилителя, а иных поломок в рулевом управлении. Вот в этом случае движение категорически запрещено. Руль может быть просто заклинен с самыми тяжелыми последствиями.
Отсюда можно сделать вывод, что упомянутое кратковременное движение с тугим рулем настолько опасно, что можно лишь съехать с дороги в безопасное место для диагностики.
Продолжение движения к месту ремонта возможно лишь после выяснения точной причины отказа, но и оно запрещено правилами, вся ответственность ложится на водителя. Техническая и юридическая стороны вопроса здесь никак не связаны, законодательно такая езда недопустима.
По каким признакам можно обнаружить неисправность
При возникновении сомнений в адекватной работе ГУР следует обратить внимание на характерные признаки:
- сопротивление повороту стало заметно больше от привычного уровня в разных ситуациях, на месте или в движении с переменными углами;
- возникают угловые рывки или заедания;
- поворачивать легче в одну сторону, а в противоположную заметно тяжелее;
- нет разницы в усилии поворота колес с включенным или заглушенным двигателем, или она незначительна.
Последний признак можно использовать в качестве простейшей экспресс-диагностики отказа именно системы усиления.
7 причин тугого вращения руля
Конкретные источники неисправности подразделяются на общие проблемы с рулевым управлением или конкретно ГУР.
Износ рулевой рейки
Реечный рулевой механизм, для простоты именуемый рейкой, хотя шток с зубьями лишь его составная часть, изнашивается в местах зубчатого соединения с ведущей шестерней, а также опор штока в корпусе.
Это не относится к ГУР, но весь механизм содержит в себе также и составные части последнего, такие как исполнительные гидроцилиндры и золотниковый распределитель давления. Их износ также ведет к выбраковке рейки при диагностике.
Давление в покрышках
Места контакта шин с дорогой вообще не имеют отношения к системе рулевого управления, но прямо влияют на легкость руля.
Пониженное давление увеличивает площадь пятна, колеса становится тяжелее повернуть, особенно на месте или малых скоростях. И наоборот, высокое ведет к излишней легкости и плохой устойчивости автомобиля.
Развал-схождение
Углы установки колес, а их несколько, принято называть развал-схождением. Положение плоскостей вращения обеспечивает обратную связь на рулевое колесо, соответственно любые нарушения ведут к изменению усилия.
Признаки могут быть заметны как на месте, так и при различных скоростях и углах поворота.
Насос ГУР
Вся мощность, необходимая для помощи водителю в повороте, создается насосом гидроусилителя, который отбирает её от двигателя и преобразует в давление циркулирующей рабочей жидкости.
Любые отказы или снижение производительности, связанные с износом деталей насоса, ведут к снижению помощи вплоть до нуля, а также могут сопровождаться рывками или посторонними звуками из-под капота.
Это интересно: Ремонт распределителя рулевой рейки
Насос проверяется на стенде или в результате снятия и разборки. Но чаще его меняют в сборе.
Проблемы с маслом гидроусилителя
Вся система рассчитана на работу со строго нормированными параметрами гидравлической жидкости.
Игнорирование этого фактора при заправке, а также попадание на контрафакт, ведет за собой отслеживание усилителем температуры масла, затруднения в работе насоса и прочие неприятности.
Характерный признак – нормальная работа холодного механизма и проблемы после прогрева, а также наоборот, могут говорить о плохом масле, которое надо срочно менять.
Оно или не подходит по динамической вязкости, или образует пену, плохо смазывает, выделяет осадки, хотя аналогичные признаки бывают и при износе насоса.
Приводной ремень
Основная задача – передача мощности от шкива коленвала к исполнительным цилиндрам полностью провалится, если ременная передача на это неспособна.
Виной может быть проскальзывание плохо натянутого или изношенного ремня. Обычно он при этом издает громкие звуки, перегревается и полностью разрушается.
Завоздушивание системы
Главное свойство жидкости в любой гидравлике – её несжимаемость. Как только там появляются даже малейшие пузырьки газа, система отказывает.
При заправке маслом и во время эксплуатации из-за падения уровня в бачке такое вполне возможно. Ситуация устраняется прокачкой, которая обычно сводится к вращению руля по определенной методике.
Но если воздух попадает из-за неисправности уплотнений или деградировавшей жидкости, то поможет прокачка ненадолго.