Эксплуатация » Рулевая колонка: назначение, устройство и принципы работы

Рулевой механизм относится к одному из ключевых элементов автомобиля, позволяющих оперативное управление транспортным средством. На современном авто механизм постоянно совершенствуется с целью комфортного его использования водителем. При этом конструкция становится сложнее, а значит при любой ее неисправности продолжить движение на автомобиле не получится.

Зачем в автомобиле нужна рулевая колонка

Рулевой механизм приводится в движение водителем при нахождении его в салоне. Непосредственно передается крутящий момент на управляемые колеса, который может усиливаться.

Несмотря на общую высокую техническую надежность, неисправности этого механизма не исключены за счет постоянных воздействий от дороги, температурных перепадов.

Прочитай: Причины хруста при повороте руля влево и вправо

Помимо основной функции, рулевая колонка служит и для решения некоторых других задач:

  • В качестве опоры. Функционал подрулевых переключателей чрезвычайно широк – от указателей поворотов, до управления светом и стеклоочистителями. В некоторых случаях здесь же размещают и клавиши управления коробкой передач.
  • Для прокладки проводки. Под рулем зачастую размещают замок зажигания, поэтому здесь удобно проложить жгуты силовых проводов.
  • Обеспечение безопасности. При вероятных лобовых столкновениях рулевая колонка могла бы травмировать водителя. Именно поэтому ее делают из нескольких элементов, которые при ударе трансформируются безопасным образом, снижая негативные последствия до минимума.
  • Устройство

    Рулевая колонка, механизм, который работает в паре с редуктором. Это нужно для того, чтобы превращать вращательное движение в линейное.

    Изначально конструкция была достаточно примитивной. Длинный вал соединялся с рулевым колесом с одной стороны, и шарнирно с механизмом.

    Но со временем узел совершенствовался, чтобы снизить травмирующий фактор для водителя на случай возможных ДТП. Сегодня, современную рулевую колонку в общем виде можно представить из нескольких составных элементов:

    • Рулевого вала;
    • Промежуточного вала;
    • Внешней монтажной трубки;
    • Ведущей и ведомой шестерен;
    • Демпфирующего устройства (для гашения колебаний);
    • Пыльников;
    • Кожуха и монтажных элементов.

    Уже упоминалось, что на колонке размещается дополнительное, включая электрическое, оборудование. Поэтому состав входящих узлов в рулевую колонку может слегка различаться, включая и исполнение кожуха.

    Типы рулевых механизмов

    Дополнительным оснащением, которое сегодня практически обязательно, для рулевой колонки стало:

    • Блокиратор руля – элемент охранной системы авто;
    • Механизм регулировки – для обеспечения правильной посадки водителя.

    Конструкторами разработаны несколько видов механизмов, которые преобразуют вращательное движение в линейное. Все они одинаково успешно устанавливаются на автомобили, с учетом типа транспортного средства и той комплектации, которая предполагается.

    Червячный рулевой механизм

    Считается, что такой тип механизма успел устареть. В его состав входят:

    • Рулевой вал;
    • Червячно-роликовый механизм;
    • Картер;
    • Сошка.

    На конце рулевого вала размещена шестерня червячного типа, которая при постоянном контакте с другой шестерней создает на рулевой трапеции линейной движение.

    Такой механизм активно использовался на отечественной «классике», и при отсутствии усилителей руля не демонстрировал высокой надежности.

    Но этот тип и сегодня активно применяется для легких коммерческих грузовиков благодаря некоторым преимуществам:

    • Хорошо гасятся удары от дороги;
    • Передача выдерживает большие прилагаемые усилия;
    • Обеспечивает большой угол поворота колес.

    Благодаря последнему качеству тот же грузовик получает отличную маневренность.

    Реечный рулевой механизм

    Такой механизм наиболее распространен сегодня. В нем шестерня на конце рулевого вала перекатывается по зубчатому сектору рейки. Ее концы закреплены в поворотных кулаках колес, и линейное движение влево/вправо поворачивает колеса в нужную сторону.

    Преимуществом такого типа механизма является легкость его дооборудования гидравлическими или электрическими усилителями. К тому же конструкция обладает высокой надежностью, а при необходимости поддается восстановительному ремонту.

    Это надо знать: Почему туго крутится руль в автомобиле с гидроусилителем (ГУР)

    Среди недостатков называют высокая чувствительность к толчкам, передаваемым от дорожного полотна. В случае повреждения пыльников, возможен ускоренный износ зубьев шестеренчатого соединения.

    Винтовой редуктор

    Этот тип механизма работает по схожему принципу с червячной передачей. На рулевом валу размещается винт, соединенный с гайкой. Перемещение гайки обеспечивает продольное движение рулевой рейки.

    Благодаря соединению винта с гайкой через ролики, такая пара меньше подвержена износу, и выделяется высокой надежностью. Винтовой редуктор активно используется в автобусах и грузовиках, а также в легковых автомобилях высокого класса.

    Регулировка рулевой колонки

    Регулировочные механизмы, в случае их установки, позволяют совершать перемещения руля в двух направлениях:

    • По углу наклона – вверх-вниз;
    • По вылету – ближе или дальше от водителя.

    Эта полезная опция позволяет водителю настроит положения руля «под себя». При этом руководствуются следующими принципами:

    • Положив руки на обод сверху, кисти рук свешиваются за руль;
    • Кисти не должна находится выше плеча водителя, чтобы руки «не затекали».

    Важно, что такие регулировочные действия нельзя выполнять на ходу. Если водитель впервые сел в конкретный автомобиль, то настройку проводят только на стоящей машине.

    Это интересно: Как правильно подтянуть рулевую рейку

    В некоторых автомобилях можно встретить недостаточный диапазон регулировок. В погоне за количеством опций, производитель предлагает их. Но на практике такие регулировки оказываются бесполезными.

    Основные неисправности и ремонт

    Несмотря на общую высокую надежность механизмов, появление нарушений в их работе нельзя игнорировать. Среди факторов, которые указывают на износ, появление неисправности, указывают:

    • Появление люфта на рулевом колесе (предельные значения легко можно отыскать в ПДД);
    • Необходимость прикладывания разных усилий при вращении руля (рывки, заедания);
    • Появление постороннего звука при рулении (например, на машинах с гидравлическим усилителем руля);
    • Вытекание жидкости из ГУР.

    Ранняя диагностика поможет с небольшими затратами восстановить исправность механизма. Но для начала стоит провести диагностику на предмет обнаружения неисправности.

    При необходимости замены сальников, гидравлического шланга, такую работу удастся выполнить самостоятельно.

    Для проведения более сложного ремонта – восстановление рулевой рейки, замены червячного механизма – работы лучше провести на проверенной СТО.

    Тем более, что после потребуется проведение работ по настройке углов развала-схождения передних колес.