Система охлаждения автомобильного двигателя в подавляющем большинстве случаев использует принцип работы с жидкостным теплоагентом, в качестве которого используется антифриз. Количество его зависит от размеров мотора, разветвлённости потоков по агрегату и дополнительно охлаждаемым узлам, а также от производительности, то есть тепловыделения обслуживаемых устройств. Этот объём строго определён, уменьшение уровня чревато серьёзными поломками.
Что такое антифриз и почему его нужно периодически менять
Основное качество антифриза, откуда и происходит название этого класса охлаждающих жидкостей – способность переходить из жидкой в твёрдую фазу лишь при температурах ниже того уровня, на который рассчитан автомобиль в целом, в том числе и при хранении. Кроме того, существуют и иные нормированные свойства.
Прочитай: Признаки, причины и последствия перегрева двигателя
Антифриз не только не должен способствовать коррозии охлаждаемых деталей, но и обеспечивать их защиту. Поэтому в состав его помимо воды и вещества, лимитирующего температуру замерзания (обычно этиленгликоля) входят добавки, различными химическими способами предотвращающие разрушение чёрных и цветных металлов.
Эти вещества могут быть разными по принципу действия, в результате товарные антифризы подразделяются на классы. Каждый автомобиль рассчитан на свой тип охлаждающей жидкости.
Срок службы антифриза не бесконечен. Имеются ограничения по длительности хранения, как в упаковке, так и после заливки в двигатель, но главная проблема – разрушение составляющих. Присадки вырабатываются, от этого страдают защитные свойства.
Другое гораздо хуже – продукты высокотемпературного разложения этиленгликоля сами провоцируют усиление коррозии. Отсюда настоятельная необходимость строго по графику менять антифриз.
Сроки замены
Конкретные сроки указываются в инструкциях. Общие требования определяются применённым продуктом. Наиболее простые составы требуют замены не реже чем раз в два года.
Есть продукты с увеличенным сроком службы, который указан в руководящей документации.
Он может составлять от пяти до десяти лет, хотя последней цифре доверять не стоит. Отсюда предельным сроком службы любой жидкости типа LongLife можно считать пять лет
Как рассчитать, какой объем жидкости заливается в машину
Перед покупкой надо знать точное количество на полную заправку, даже больше, с учётом частичной промывки. Когда сливается старая жидкость, значительная её часть останется в системе, это крайне нежелательно.
Удаляют её промывкой, если случай не запущенный, и система чистая, то достаточно дистиллированной воды. Затем и её потребуется максимально выгнать, на что уйдёт некоторое количество свежего антифриза.
Это надо знать: Какая должна быть температура охлаждающей жидкости для нормальной работы двигателя
Точные количества зависят от конкретного мотора и технологии замены, но приблизительно можно считать, что необходимый минимум указан в документации как полный объём системы. Ориентироваться на слитое количество нельзя.
Виды антифризов
Все антифризы подразделяются по характеру присадок в пакете. Они могут быть органическими, минеральными, а также смешанными, гибридными и лобридными, в зависимости от того, какие именно преобладают.
Работа присадок происходит в виде создания защитной плёнки на деталях или выборочным действием по зарождающимся очагам коррозии.
Наиболее универсальными можно считать лобриды с обозначением по устоявшейся классификации от компании Фольксваген G12++. Есть и более современные, экологичные и дорогие составы G13, их применение оговаривается в документах.
Инструкция по замене ОЖ на примере Ауди А6 С5
Для замены антифриза на самом популярном в России моторе V6 2,4 литра необходимо слить старую жидкость из радиатора охлаждения и из блока цилиндров. На радиаторе предусмотрена сливная пробка, но лучше её не трогать, а воспользоваться нижним шлангом.
Доступ обеспечивается предварительным снятием защиты двигателя и пластиковых брызговиков. После чего с расширительного бачка снимается крышка, регулятор температуры в салоне устанавливается в положение максимума.
С нижнего патрубка радиатора под машиной снимается шланг после удаления хомута и осторожного покачивания. Старая жидкость сливается в заранее подготовленную тару.
Для слива из блока предусмотрена резьбовая пробка, расположенная вблизи фланца стыковки двигателя и КПП в нижней части слева по ходу движения. Она выворачивается шестигранным ключом, антифриз уходит в подставленную ёмкость.
После полного удаления старой жидкости шланг радиатора устанавливается на место, пробка в блоке заворачивается с новым уплотнительным одноразовым кольцом, можно установить на место защиту и брызговики.
Свежий антифриз заливается в расширительный бачок, для полного удаления воздушных пробок его следует приподнять на максимально возможную высоту в пределах сопротивления подсоединительных шлангов, а горловину удлинить цилиндрической резьбовой вставкой примерно на 10 сантиметров.
Перед заливкой открывается кран выпуска воздуха из системы, расположенный в передней части мотора рядом с насосом ГУР и левой ГБЦ. Жидкость заливается до полного выхода воздуха из крана, после чего его заворачивают.
После заполнения системы бачок ставится на место, закрывается штатной пробкой, двигатель запускается и прогоняется на средних оборотах до полного выхода возможных воздушных пробок.
Окончательно уровень контролируется и доводится до нормы после срабатывания термостата, что определяется по нагреву нижнего шланга радиатора.
Как правильно доливать
Если уровень, указанный на бачке, ушёл, то после определения и устранения причины произошедшего его следует восстановить.
При этом надо соблюдать некоторые правила:
- не стоит смешивать жидкости даже одного класса, это не стандарт, который все соблюдают, поэтому или доливается тот же антифриз, что был залит, или делается полная замена с промывкой;
- небольшая добавка дистиллированной воды (менее 0,5 литра) допускается, а вот концентрат перед доливкой следует разбавить до нормы;
- при значительном падении уровня (пустой бачок) выполняются все процедуры по изгнанию воздушных пробок, предусмотренные ремонтной документацией на данный двигатель;
- после доливки некоторое время производится контроль уровня во время эксплуатации, пробки могут выходить постепенно;
- антифриз приобретается с запасом на возможное пополнение.
Необходимо соблюдать технику безопасности и ни в коем случае не снимать пробку на горячем моторе.
Что будет если вместо антифриза залить воду
Применение воды грозит не только замерзанием системы зимой с последующим разрушением мотора, даже летом это нанесёт непоправимый вред. Вода спровоцирует отложение накипи и развитие коррозии.
Система потеряет эффективность, мотор начнёт перегреваться. Спасти такой двигатель последующими промывками полностью уже не получится, склонность к перегревам останется навсегда.