Долгий срок службы автомобильного двигателя определяется исключительно смазкой его высоконагруженных деталей. Поэтому существует понятие жидкостного трения, когда относительное перемещение движущихся частей происходит только по масляной плёнке.
Как определить уровень масла в ДВС
При расчёте двигателя, а также по результатам испытаний во всех режимах определяется нужное количество масла. Этот объём указывается в документации и служит справочной информацией для заправок и замены.
Контроль производится с помощью погруженного в масляную ванну измерительного щупа с делениями или более современным способом – наличием электронного датчика с поплавком и потенциометром или аварийным контактом включения контрольной лампы.
Обычно на щупе имеются две метки, означающие минимально допустимый уровень и предельный, поскольку избыток здесь тоже вреден.
При заправке стремятся залить до верхней метки, затем постепенно уровень будет убывать по разным причинам. Периодически проводится контроль.
Объём жидкости важен, но на практике его учитывают только перед приобретением продукта и при начальной заправке. Затем количество доводится до нормы исключительно по меткам на щупе.
Как откачать масло из двигателя если перелил
Поскольку уровень зависит от положения машины, проверку делают на ровной и строго горизонтальной площадке. В противном случае отклонение может привести к оттоку от точки замера, реальное количество будет сильно отличаться от штатного, что недопустимо.
Имеется и температурная зависимость, но она мала и ею можно пренебречь. Важнее гарантированное нахождение в картере именно масла, поскольку в результате различных неисправностей туда может попадать вода, топливо или иные жидкости.
К нарушениям приведёт и деформация поддона после наезда на препятствие. Перед замером по той же причине надо заглушить двигатель и дать всей жидкости попасть в картерную ванну.
Как понять сколько масла вмещается в двигатель
Ошибкой будет заливать в двигатель при замене то же количество, что и стекло после снятия сливной пробки. Заправка должна соответствовать паспортным данным. Только они являются единственной и достоверной информацией.
Отсюда и последовательность действий, необходимых при смене масла в незнакомом моторе:
- приобретается то количество масла, которое указано в разделе инструкции, посвящённом регулярным ТО с самым частым по километражу регламентом;
- если оно не соответствует по кратности упаковки, то берётся с запасом, с большой вероятности тот же продукт потребуется на межсервисную доливку после расходования на угар;
- отворачивается сливная пробка, масло уходит в подставленную тару до тех пор, пока не прекратится каплеотделение;
- пробка заворачивается с новой прокладкой;
- заменяется масляный фильтр, в нём тоже находится определённое количество жидкости;
- свежее заливается с периодическим контролем по щупу до второй метки по уровню (MAX);
- двигатель запускается, делается пауза на заполнение системы и фильтра до погасания контрольной лампы давления;
- уровень доводится до верхней метки доливом с паузой на стекание в картер после остановки мотора.
Израсходованный объём в результате и будет необходимым для периодических замен. Он меньше паспортного, поскольку слить всё масло из мотора невозможно, для этого его пришлось бы разобрать или иметь возможность переворачивать автомобиль вверх колёсами.
Как часто нужно менять масло
Регламентный срок периодических замен указан в инструкции. Надо понимать, что он определяется с учётом нескольких факторов:
- двигатель эксплуатируется в идеальных условиях, обычно это пробег с небольшими скоростями по загородным дорогам без пробок, крайних температур и резких разгонов;
- применяется масло заведомо высокого качества, прошедшее проверку в заводской лаборатории;
- при таком режиме замен двигатель должен отработать гарантийный срок, что будет дальше, волнует только владельца;
- мотор идеально исправен, только что прошел полную обкатку;
- отдел маркетинга настоятельно рекомендовал, чтобы частота технических обслуживаний не превышала таковую у всех конкурентов, технические особенности никого из маркетологов не интересуют.
Исходя из реалий, в которых ни один пункт не должен рассматриваться владельцем, как важный для него лично, срок замены следует сократить вдвое, он не должен превышать 7 тысяч километров для бензиновых и 5 – для дизельных двигателей. От качества масла тут ничего не зависит.
Что такое моточасы
Когда автомобиль стоит на месте у светофора или в пробке, его мотор продолжает работать. Пробег при этом равен нулю, поэтому в случае проведения ТО двигателя по одометру этот износ масла учтён не будет.
Некоторые автомобили предоставляют владельцу счётчик моточасов, то есть реальное количество времени, отработанное двигателем, часто с учётом его оборотов и нагрузок. Чем они выше, тем чаще надо менять масло.
Регламент по наработке в моточасах гораздо ближе к реалиям, но и к нему относится всё, упомянутое выше. Единственная разница – делить на два надо не пробег, а моточасы.
Если часто доливаешь масло можно ли производить замену реже?
Сильно изношенные моторы требуют настолько частых доливов масла, что к концу межрегламентного срока от исходного продукта уже ничего не остаётся. Это может привести к мысли, что масло менять уже не надо. Ошибочное утверждение.
При обновлении масла уходит полезный продукт, а все последствия износа остаются, их надо сливать. К тому же сильно загрязняется масляный фильтр.
И последний довод – у таких моторов износ нарастает лавинообразно, что еще больше добавляет требований к качеству смазывающего продукта. Поэтому замены не просто обязательны, желательно делать их чаще обычного.
Что будет если не долить масло
При недоливе снижаются способности жидкости отводить тепло. Масло перегревается и быстро выходит из строя.
При большом снижении уровня возможны оголения маслоприёмника и завоздушивание системы с потерей давления при поворотах, уклонах дороги и продольных ускорениях любого знака.
К тому же снижается количество и качество масляного тумана, который смазывает детали разбрызгиванием. Мотор будет быстро выведен из строя, обычно разрушением подшипников коленвала.
Что будет если перелить масло
Повышенный уровень провоцирует рост давления в картере, растут потери через уплотнения. Мотор «потеет» маслом.
Если до жидкости начнут доставать быстро вращающиеся кривошипы вала, то она превратится в пену, которая вообще не сможет работать в гидравлике. Результат тот же – рост износа, возможны быстрые разрушения деталей.