Иногда из-под капота автомобиля может раздаться громкий свист. Как правило, внезапно и так же неожиданно исчезнуть. Начинающих водителей такое наверняка испугает, а опытные уже знают – с большой вероятностью этот звук издает ремень привода вспомогательных агрегатов, проще называемый ремнем генератора.
Предназначение ремня навесного оборудования ДВС
В состав силового агрегата входит несколько узлов, требующих силового привода от коленчатого вала.
В типовой набор входят:
- генератор, снабжающий электроэнергией бортовую сеть автомобиля для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи;
- насос гидроусилителя руля, где таковой имеется;
- компрессор кондиционера климатической системы;
- на некоторых машинах помпа (водяной насос системы охлаждения двигателя);
- вентилятор радиатора, если не предусмотрен электропривод.
Существуют и многие другие навесные устройства, например, компрессоры нагнетателей, вакуумные насосы и прочее, в зависимости от сложности оснащения автомобиля.
Всё это может приводиться как одним большим ремнем, так и несколькими специализированными разного размера. В состав установки входят также натяжные и опорные ролики, обеспечивающие конфигурацию привода.
Как расшифровывается маркировка приводных ремней
Важным фактором является обеспечение строго штатного натяжения ремней. Ослабленный будет пробуксовывать и быстро изнашиваться, перетянутый резко сократит свой собственный ресурс, а также срок службы подшипников навесного оборудования.
Ремни и шкивы могут иметь конструкцию моноклина или нескольких более мелких ручейков с плоской геометрией. Во втором случае можно передавать больше мощности, но требования к качеству натяга возрастают.
Почему ремень генератора начинает свистеть
Свист возникает из-за высокочастотных колебаний в зоне контакта со шкивами. Усилие передачи момента превышает коэффициент трения, происходит быстрый срыв в пробуксовку, после чего сцепление восстанавливается и процесс повторяется.
Возникает звук в слышимом диапазоне, мощность передачи делает его достаточно громким.
На холодную
Когда двигатель только запущен, сопротивление вращению особенно велико, что требует повышенного коэффициента трения и усилия натяга. Но ремень тоже не прогрет, он твердеет с понижением температуры. Это влияет на силу трения.
Начинается локальное проскальзывание на одном или нескольких шкивах, особенно малого диаметра и небольшой зоны охвата. Возникает звук, который может исчезать по мере прогрева.
Но чаще всего это обусловлено возросшей нагрузкой на генератор. После пуска аккумулятор потерял часть энергии, её требуется восполнить.
Увеличенная мощность отдачи генератора вызывает его сопротивление вращению, натяга и сцепления ремня не хватает. После подзарядки ток нагрузки падает, нормальная работа восстанавливается.
На горячую
Свист исключительно на горячем двигателе – явление относительно редкое. Возникать оно может по причине загрязненности контактных поверхностей, некачественного материала ремня или перегрузок.
Виновниками последних становится чаще всего насос гидроусилителя по причине неисправностей или злоупотреблений в удержании руля после поворота на максимальный угол.
Постоянно
Все причины, когда они остаются без внимания и запущены, приводят к постоянному проскальзыванию с самыми разнообразными звуками.
Это могут быть:
- износ поверхностей и армирующего каркаса ремней;
- покупка изделий сомнительного качества и откровенного брака;
- частичное разрушение материала;
- пренебрежение периодической заменой шкивов;
- сильные загрязнения;
- плохая регулировка или отказы автоматических натяжителей;
- износ подшипников агрегатов и вспомогательных роликов.
Если единичные проскальзывания после пуска могут считаться относительно нормальной работой, то постоянный писк требует принятия срочных мер.
При обрыве ремня дальнейшее движение возможно только в редких случаях и на небольшое расстояние, а при управлении помпой от того же привода – невозможно полностью.
Способы устранения неисправности
Наиболее радикально проблема устраняется заменой ремня с диагностикой и возможно также заменой опорных подшипников и шкивов.
Иногда удается обойтись регулировкой натяжения или очисткой поверхностей. Предпочесть следует именно замену, как единственный способ получения надежного результата. Цена вопроса невысока, доступность деталей, как правило, высокая, это считается расходниками.
Чем смазать
Никакой смазке ремень не подлежит, он должен работать сухим по сухим шкивам. Попадание масел может как устранить писк на время, так и усилить его. В любом случае оно будет разрушать поверхность ремня и ускорит его расслоение и обрыв.
Исключением может быть применение легкоиспаряющихся жидкостей, в том числе и воды, для диагностики свиста. Если он пропадает – значит ремнем следует заниматься.
Существуют и специальные составы для устранения свиста, но их применение устранит последствия, а не причину. И очень ненадолго. Надежность снизится и в этом случае.
Регулировка натяжения
Ремни натягивают в строгом соответствии с инструкцией, после чего никаких звуков издавать они не должны.
Если такая регулировка не помогает, то увеличивать натяг нельзя, это сократит срок службы всех подшипников, придется ремонтировать навесные агрегаты. Надо провести диагностику причин и поменять ремень, шкивы, натяжители.
Замена ремня
Процедура замены сильно отличается в зависимости от модели двигателя. В большинстве случаев ничего сложного нет.
Надо ослабить ремень отпусканием натяжителей, снять его, надеть новый и натянуть по инструкции. Возможно придется демонтировать мешающие детали.
Существуют двигатели, где натяжение ремня не регулируется. Используются изделия с нормируемой эластичностью и строго заданным размером. Натяг обеспечивается геометрией шкивов и не может быть изменен.
В этих случаях следует использовать строго оригинальный ремень, но никак не подходящий по размеру псевдо-аналог. Исключение – изделие от известного производителя с подтвержденным артикулом по каталогу.