Эксплуатация » Подогрев руля: как сделать обогрев самому, установка готовых комплектов

Далеко не всегда при покупке автомобиля удается с приемлемым бюджетом заполучить такую полезную опцию, как обогреваемый руль. Она может быть вообще не предусмотрена даже на вполне серьезных по цене моделях или входить в состав какого-нибудь странного и дорогого пакета с ненужными элементами комплектации.

Должен ли быть в автомобиле теплый руль

Такое оборудование пополняет набор функций автомобиля, обеспечивающих комфорт для водителя, но этим его важность не ограничивается.

Салон зимой прогревается долго, рулить замерзшими руками опасно и неприятно. Пользуются перчатками. Но если специальные, те, которые применяют автогонщики, даже улучшают хват руля, то случайно выбранные могут стать причиной ДТП. Точность управления снижается, а в промерзшем автомобиле и без этого проблем хватает.

 Почему туго крутится руль в автомобиле с гидроусилителем (ГУР)

Между тем решение задачи обходится недорого. Вполне достаточно установить электрообогрев обода. С точки зрения электротехники принцип элементарен – окружить рулевое колесо проводником и пропустить по нему ток из бортовой сети.

Большая мощность не потребуется, а эффект закроет все вопросы по перчаткам, болезням кистей рук, простудам и точности руления.

Можно ли сделать подогрев самому?

Для самостоятельной установки возможно два варианта – купить готовый комплект или обмотать руль проволокой повышенного сопротивления самостоятельно.

Повышенного – потому, что у меди очень низкое объёмное электрическое сопротивление, её потребуется очень много или придется применять очень тонкое сечение провода, что ненадежно.

Необходимые инструменты и материалы

Потребуется универсальный инструмент для снятия рулевого колеса, принадлежности для вмешательства в электропроводку, а также материалы непосредственно для изготовления и монтажа нагревательного элемента.

Конкретный набор зависит от выбранного варианта, но в любом случае ничего специфического или сложного не понадобится.

Какой нагревательный элемент использовать

Возможно несколько вариантов при самостоятельном изготовлении нагревателя.

  • Нихромовая проволока расчетного сечения. Нихром – это один из электротехнических сплавов повышенного сопротивления, любые другие аналоги тоже пригодны. Из них делаются спирали бытовых нагревателей, электроплиток, высокоомные проволочные резисторы и много прочего. Возможны варианты предварительно расчета сечения нити или наоборот, подбор конструкции под имеющийся провод.

  • Медная проволока, её потребуется намного больше, но можно использовать специальный провод от автомобильных обогревов, он уже снабжён подходящей изоляцией, его погонное сопротивление известно, остается подобрать нужную длину, исходя из мощности.

  • Углеродное волокно. Оно продается в виде токопроводящей ленты с известными параметрами. Имеет свои особенности, например, большая площадь рассеивания тепла, что удобно именно для руля. Другое название – карбоновая лента для нагревателей.

Для обеспечения требуемой тепловой мощности потребуется электротехнический расчет нагревателя.

Используются формулы закона Ома, сопротивления проводника по диаметру или сечению, погонному сопротивлению, зависимости мощности от тока и напряжения, то есть всё по школьному курсу физики.

Оптимальная мощность – порядка 50 Ватт, то есть ток от бортовой сети 12 Вольт составит примерно 4 Ампера. Получается сопротивление набора рабочих проводников 3 Ома.

Возможно последовательное или параллельное соединение отрезков, нужно знать формулу расчета суммарного сопротивления для обоих случаев.

Подключение нагревательного элемента

Руль вращается относительно рулевой колонки, поэтому питание придется подавать через специфическое соединение с вращением на ограниченный угол.

Он достаточно велик, колесо обычно делает 3-4 оборота между упорами. Применяются либо шлейфы типа «улитка», либо скользящие контакты.

В современных автомобилях использованы подрулевые шлейфы. Если в них получится найти свободные контакты на суммарный ток в 4 А, то вопрос решен.

Если нет – надо заменить улитку на вариант для аналогичной машины, но уже с опцией обогрева руля.

Схема подачи питания и управление обогревом

Подать питание в случае, когда шлейф улитки имеет возможность передать расчетный ток, то есть это предусмотрено заводской конструкцией в качестве опции, несложно.

Прочитай: Как сделать обогрев лобового стекла своими руками

На блоке реле и предохранителей согласно схеме электрооборудования отыскивается контакт, на который подается напряжение от главного реле после включения зажигания.

Туда внедряется дополнительный провод, рассчитанный с помощью таблиц сечения автомобильной проводки на выбранную мощность нагревателя.

Этот провод через выключатель с лампочкой подсветки и предохранитель соответствующего номинала (примерно в 2-3 раза выше рабочего тока) с кабельным держателем соединяется с соответствующими пинами улитки.

Когда рабочие токи набора проводников шлейфа не позволяют передачу большой мощности, можно применить модуль повышения напряжения.

Под него пересчитывается сопротивление нагревателя, номинал предохранителя и проверяется соответствие способностям шлейфа.

Установка комплекта под перетяжку с подогревом руля

Удобным решением будет приобретение готового комплекта под перетяжку руля. Он содержит нагреватель, готовый к установке, электронный блок с переключателем мощности нагрева на несколько положений, туда же встроен повышающий напряжение преобразователь для облегчения режима работы шлейфа в несколько раз, монтажные пины и провода.

Установка трудностей не представляет, при наличии навыка монтажа электропроводки и инструкции сложно будет разве что снять рулевое колесо.

При этом обязательно соблюдая правила работы с установленной там подушкой безопасности, если не обесточить её управляющий блок, срабатывание не исключается.

Рулевое колесо может очень плотно сидеть на шлицах. Для снятия ослабляется центральная гайка до появления зазора, после чего с нижней стороны по спицам наносятся удары руками.

В крайнем случае можно создать усилие снизу вверх коленями и резко ударить молотком через проставку из мягкого металла в торец центральной гайки, отвернутой до такой степени, чтобы не повредить резьбу рулевого вала.