В какой-то степени вариатор можно отнести к категории идеальных коробок передач. Он способен обеспечивать плавность хода при любых условиях. Существует несколько видов таких устройств. Они бывают тороидальными, клиноременными, цепными. Чаще всего на автомобилях устанавливаются клиноременные.
Принцип работы вариатора
Принцип работы устройства простой. Крутящий момент посредством клиновидного ремня передается с ведущего шкива на ведомый. При этом их диаметры могут изменяться. То есть, если ведущий шкив имеет меньший диаметр, а ведомый больший, то обороты на вторичном валу буду уменьшаться, зато усилие возрастать. При условии, когда происходит обратный процесс, скорость вторичного вала увеличивается, при этом усилие на нем уменьшается.
В вариаторе шкивы не являются цельными. Они состоят из двух половинок, конусов, направленных вершинами друг к другу. Когда конусы раздвигаются, диаметр шкива уменьшается. Если же они сдвигаются, то диаметр увеличивается.
Между конусами зажат ремень, имеющий клиновидную форму. Его задача – передать усилие с ведущего конуса на ведомый.
Сдвижением и раздвижением конусов управляет гидравлическая система. Она обеспечивается синхронность их изменений. То есть, когда конусы одного из шкивов раздвигаются, конусы второго сдвигаются на требуемую величину.
Для обеспечения движения задним ходом имеется специальное устройство, которое меняет направление вращения выходного вала. Обычно им становится планетарная передача.
Достоинства и недостатки
Автомобили, оборудованные вариатором, имеют некоторые преимущества по сравнению с имеющимися коробками передач, как механическими, так и АКПП. Разгон машины происходит плавно, скачки, присущие машинам с коробками, отсутствуют. Автомобили с вариаторами обладают лучшей динамикой. Причина – здесь нет потерь во времени, какие происходят при переключении передач. А еще вариаторы не создают шум и обеспечивают довольно заметную экономию горючего.
В тоже время у этого устройства существуют и минусы. Это неспособность автомобиля длительно двигаться с высокими оборотами двигателя. Особые требования предъявляются и к маслу, которое следует менять через 20-30 тысяч километров, и которое должно полностью соответствовать требуем качествам.
Ремонтировать вариатор сложно и дорого. Что касается неисправностей, то при выходе из строя даже одного датчика, устройство начинает интенсивно изнашиваться. Особо следует отметить, что причины недостатков в работе вариатора могут определить далеко не на каждой СТО. Особенно это касается ранних стадий, когда положение можно исправить с минимальными затратами.
А еще такие устройства имеют строго ограниченный ресурс по пробегу. Обычно – это 150-170 тысяч километров. При этом даже устройство, которое исправно прослужило весь срок, отремонтировать и подготовить к новому длительному пробегу нельзя. Единственный выход – приобрести и установить новый вариатор.