Зимние шины – специфический товар. Они призваны выполнять на первый взгляд невозможную работу, обеспечить автомобилю надёжное сцепление с самыми разными, но неизменно скользкими типами зимних покрытий, в том числе и с чистым льдом.
Что такое обкатка шин и зачем она делается
Обкатка представляет собой пробег новой резины нескольких сот километров с соблюдением определённых требований, после чего её свойства полностью раскрываются. Невозможно обеспечить все стадии производства шин так, чтобы они были готовы к эксплуатации сразу после приобретения, тем более, что этому неизбежно предшествует определённый срок хранения на складах и в торговле.
Это интересно: Как сделать чернитель шин у себя в гараже
Зимние шины производятся в шипованном варианте или без шипов, это фрикционные покрышки, они же «липучка». Задачи обкатки, а также её оптимальные режимы, различаются по этим категориям.
Изменения, происходящие во время приработки протекторов, во многом пересекаются, хотя существует и своя специфика. Но в целом есть смысл перечислить их все.
У шипованной шины тоже присутствует зимний протектор, работающий примерно так же, как и у фрикционных, шипы лишь дополняют и усиливают эффект, довольно значительно, но полностью его не подменяют.
Обкатка позволит одновременно и улучшить сцепные свойства резины, и увеличить её ресурс. Особенно это касается шиповок. Не занявший своё место шип склонен к смещению.
Если это произойдёт на высокой скорости или при интенсивном разгоне, он может не остановиться и продолжить движение под действием центробежных сил, вылетев из протектора.
Индикаторы обкатки зимних шин
Чтобы зафиксировать окончание обкатки, сознательные производители снабжают свою резину специальными визуальными индикаторами на протекторе.
В процессе приработки будет уничтожен тонкий поверхностный слой, после чего станет заметен установленный индикатор в виде картинки, цветового контраста или рельефа.
В зависимости от производителя и модели, это могут быть изображения снежинок, мелких выступов на шашках или цветных точек и полосок. Появление такой картины означает, что обкатка закончена.
Как правильно обкатать зимнюю резину
Во время обкатки надо соблюдать ограничения по стилю вождения. Скорость следует увеличивать постепенно, начав с лимита в 60 км/ч, подняв его до 80 после первой сотни километров пробега. Не стоит излишне бережно подходить к этому процессу, по крайней мере если это касается «липучек».
Просто так вышеупомянутые посторонние вещества из прорезей и поверхностный слой не удалить, поэтому придётся относительно динамично разгоняться, тормозить и проходить повороты. Но, разумеется, не на максимуме способностей автомобиля, это всё же обкатка.
Какой срок службы у автомобильных шин
Процесс можно считать законченным после примерно 500 километров. Шины будут готовы к обычной эксплуатации. Подбирать на это время какой-то определённый тип покрытия не стоит, хотя более всего пригоден мокрый асфальт. На нём резина не будет перегреваться, в то же время поработает достаточно интенсивно для получения обкаточного эффекта.
Проехать все километры по льду нереально, но даже если бы это было возможно, протектор нагрузился бы недостаточно. При наличии индикатора это станет хорошо заметно.
Нюансы обкатки шипованных шин
К обкатке шиповок следует относиться более бережно. Асфальт тут не годится, слишком медленно пришлось бы ехать. Лучше всего поработает уплотнённый снег. Льдом на первом этапе тоже лучше не злоупотреблять, он хотя и хрупкий, но достаточно твёрдый.
Шипованная резина обкатывается дольше фрикционной. Окончательно она встанет в рабочее состояние после 1000 километров. Скорость при этом не должна превышать 80 км/ч, лишь после первых 500 км можно разгоняться до 100.
Во время приработки шипов надо делать перерывы, не следует всё выполнять за одну длинную поездку. Надо давать время резине остыть, одновременно она лучше заполнит все проточки и выштамповки на шипе, за которые он удерживается. Но и морозить резину во время обкатки не стоит. Она становится жёсткой и не запоминает положение шипа.
Особое внимание надо уделять давлению в колёсах. Резина должна привыкнуть к его оптимальной, рекомендованной заводом величине. Иначе в шину будет заложена неверная информация, и ресурс она не обеспечит.