Эксплуатация » Топливный бак: устройство, категории бензобаков и система вентиляции

Несмотря на значительный прогресс в области альтернативных источников энергии для транспорта, ничего более компромиссного по всем вопросам, чем жидкое топливо, пока не придумано, где хранилищем этой энергии выступает топливный бак.

Что из себя представляет топливный бак в автомобиле

Данная крупногабаритная деталь, самая большая в топливной системе, далеко не так проста, как многие считают.

Он отличается от обычной канистры или бочки наличием нескольких дополнительных функций, важных для безопасности, бесперебойного снабжения мотора, а также удобства возобновления запаса энергии:

  • пригодность для оптимальной компоновки в составе шасси и кузова автомобиля;
  • сочетание максимально возможной емкости с минимальным отниманием полезного объема у общей конструкции;
  • безопасность в отношении утечек при повреждениях в ДТП или на дорожных неровностях;
  • долговечность и коррозионная стойкость;
  • отсутствие вредных испарений в пространство кузова и окружающую среду;
  • максимальная скорость заправки топливом;
  • минимум влияния на состав хранимого горючего;
  • содержание в себе элементов системы питания.

В легковых автомобилях гражданского назначения обычно имеется одиночный топливный бак. Два и более применяются в машинах специального или двойного назначения, что повышает надежность, а также упрощает компоновку при вынужденно больших объемах перевозимого горючего.

Место расположения

У конструкторов автомобилей, разработанных примерно до последней трети прошлого века, вопросов с размещением емкости для бензина не возникало. Его или ставили поближе к мотору, вплоть до полного избавления от топливного насоса или помещали в багажник.

Прочитай: Что делать если неправильно показывает датчик уровня топлива

Затем наступило время повышенного внимания к безопасности и экологичности транспорта.

Усредненный автомобиль последующих поколений располагает баком в области задней оси. Чаще всего под подушками блока сидений второго ряда или под полом багажника.

В последнем случае между топливом и задним габаритом автомобиля должна быть достаточная прочная, но программировано сминаемая зона на случай удара в задний бампер.

Любые элементы системы питания, содержащие горючую жидкость или её пары, не должны терять герметичность при аварии. В то же время пассажиры в салоне отделяются от бака прочным металлом пола кузова, что дополнительно их защитит, если бак все же будет поврежден.

Топливопроводы также проходят под кузовом, не контактируя с пассажирским или багажным отсеками.

Компоновка автомобиля вынуждает проводить снизу под баком трубы системы выхлопа. Приходится обеспечивать изоляцию для предотвращения перегрева топлива.

Иногда вместе с ней устанавливается дополнительная защита от потоков абразивов и гравия со стороны дороги. Она же спасает от возможных ударов.

У внедорожников принимаются меры для расположения баков над нижними поверхностями лонжеронов и поперечин рамы.

Категории бензобаков

Бензобаки различаются по объему, форме, назначению и материалам изготовления. Достаточно простые по форме, цилиндрические и прямоугольные, ставятся на грузовики, места там обычно достаточно.

Они вмещают большое количество дизтоплива или бензина, часто дублируются по обе стороны от рамы, снабжаются клапанами и устройствами для перетока топлива.

Нечто подобное можно встретить и на внедорожниках, изначально разрабатываемым для армейского использования.

Более сложные по форме ставятся на легковые машины. Иногда их настолько трудно вписать в конструкцию кузова, что выполнить их из стали в серийном производстве слишком дорого, используются пластики.

Устройство

Бак представляет собой герметичную, относительно толстостенную емкость из инертного к воде, газам и топливу материала.

Материал изготовления

Применяются три вида исходного вещества – сталь, алюминиевый сплав и пластик. В первом случае принимаются меры от коррозии, чаще всего покрытие свинцом или цинком. Снаружи изделие грунтуется и окрашивается.

 Из-за чего машина жрет много топлива

Алюминий используется редко, он имеет малую удельную массу, но низкую стойкость к внешним воздействиям. Массово применяется пластик.

Чтобы предотвратить пропитывание углеводородами, используют двухслойные стенки.

Основные узлы

Примерный состав большинства серийных изделий:

  • заливная горловина, может быть выполнена под крышку или под отрезок шланга, соединяемого с горловиной кузова;
  • корпус из нижней и верхней штампованных частей, соединяемых сваркой;
  • патрубки дренажа и вентиляции;
  • питающие и обратные штуцеры;
  • располагаемые внутри в едином модуле бензонасос, фильтры тонкой и грубой очистки, датчик указателя уровня.

Реальные конструкции могут включать дополнительные элементы, особенно по мере усложнения систем управления двигателем и экологичностью автомобиля.

Система вентиляции

Как при заправке, так и по мере расходования горючего необходимо обеспечивать перетекание воздуха внутрь и наружу. Во втором случае работает дренаж, через который вытесняемый воздух выходит в атмосферу.

Основная система вентиляции включает патрубки, расположенные в верхней части. К ним подсоединены шланги, обеспечивающие поступление воздуха по мере ухода топлива, а также выход паров при изменениях температуры.

Работают внешние устройства обеспечения чистоты. Пена отделяется в сепараторе, а пары бензина пропускаются через управляемый электроникой угольный фильтр-адсорбер. По мере наполнения он продувается во впускной коллектор.

Продолжение: Почему при открывании крышки бензобака слышно шипение воздуха

В эту же систему встроен гравитационный клапан, перекрывающий шланги в случае опрокидывания автомобиля. Горловина закрыта герметичной пробкой, она же перекрывает и заправочный дренаж.

Уход за топливным баком

Следить надо за сохранностью покрытия бака снизу. Изношенное антикоррозийное покрытие надо возобновлять. Изнутри в баке могут накапливаться продукты коррозии и грязь, попадающая с топливом.

Очень опасна вода, конденсирующаяся при перепадах температуры из воздуха. Полностью она не уходит через топливную систему, вызывая внутреннюю коррозию.

Поэтому бак рекомендуется периодически снимать, промывать, высушивать и обрабатывать снаружи по технологии защиты металла.

А для профилактики – заправляться гарантированно чистым бензином и стараться не ездить с пустым баком.